6 ноября. Interfax-Russia.ru - Амурские судостроители приступили к подготовке АПЛ "Нерпа" для сдачи государственных испытаний. 15 ноября лодка вновь выйдет в море, пишет газета "Дальневосточный Комсомолец" со ссылкой на начальника отдела испытаний ОАО "Амурский судостроительный завод" (АСЗ) Анатолия Зиновьева.
"Сейчас лодка готовится к государственным испытаниям. Устраняются небольшие замечания, которые были получены в ходе заводских ходовых испытаний. Этот этап называется предъявлением лодки госкомиссии перед выходом на госиспытания", - рассказал А.Зиновьев.
Он отметил, что представители госприемки изучают документацию, технику, и если все их устроит, то разрешат выход в море.
"Госиспытания намечены на 15 ноября. Обычно они длятся две недели. На лодке никаких неразрешимых вопросов нет", - добавил начальник отдела испытаний.
А.Зиновьев также подчеркнул, что "Нерпа управляемая и хорошо слушается". "Во время испытаний мы на ней (на АПЛ) бегали до тридцати двух узлов, иногда мне казалось, что и все тридцать пять выдавали - это почти семьдесят километров в час", - рассказал работник "АСЗ".
По его словам, после аварии на лодке в ноябре прошлого года, изменен был только алгоритм управления системой пожаротушения. Он подчеркнул, что 8 ноября 2008 года пожара на "Нерпе" не было.
"Если бы на лодке был пожар, тогда случилась бы катастрофа. Еще неизвестно, испарился бы газ, который пролился в отсеки, или нет. Неизвестны его огнегасящие свойства. А так субмарина дошла до базы своим ходом. В отсеке после аварии серьезных повреждений не было", - рассказал А.Зиновьев.
По его словам, "экспертиза подтвердила, что был заправлен тетра - хлорэтилен на 66% вместо полагающегося фреона 114 В2".
А.Зиновьев также пояснил, на что конкретно ушло 1,9 млрд рублей, которые АСЗ истратил в ходе восстановительных работ на лодке.
"Фреон необходимо было заменить, провести ревизию всего оборудования, отмыть его и все помещения отсека. Вскрывать приходилось все покрытия: жидкостью были залиты кабели и палуба. Это вещество попало и на пульты управления", - рассказал он.
Кроме того, по его словам "потребовала серьезных затрат и переподготовка всей сдаточной команды, а это практически двести человек".
Он также отметил, что "комиссия, которая расследовала ЧП на субмарине, закончила работу, но на акте поставлен гриф "Совершенно секретно", и документы закрыты".
"У нас на заводе акта нет. Насколько нам известно, экземпляры этих актов находятся в Министерстве обороны и в прокуратуре, которая проводит дополнительную работу. Причем образованы еще несколько групп, которые проверяют работу предыдущих комиссий", - добавил А.Зиновьев.
Как сообщалось ранее, 8 ноября 2008 года во время испытаний "Нерпы" из-за несанкционированного включения автоматической системы пожаротушения погибли 20 человек.
В сентябре 2009 года субмарина завершила третий этап ходовых испытаний, сообщил ранее журналистам губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.
"В настоящее время она находится в хорошей степени готовности, и будет сдана в срок", - сказал глава региона.
Глава российского правительства распорядился выделить 1,9 млрд. рублей на достройку и испытания подлодки "Нерпа". Соответствующее распоряжение глава правительства подписал 27 августа.
В начале сентября источник в ОПК заявлял агентству "Интерфаксу-АВН", что завершить приемо-сдаточные испытания "Нерпы" и передать ее в лизинг индийским ВМС планируется весной 2010 года.
АПЛ "Нерпа" проект 971 ("Щука-Б", по классификации НАТО "Акула") относится к подлодкам 3-го поколения. В состав их вооружения входят торпеды, ракеты-торпеды и крылатые ракеты "Гранат" с дальностью стрельбы 3 тыс. км. Водоизмещение субмарины - 8,14/12,77 тыс. тонн, максимальная скорость - 30 узлов, максимальная глубина погружения - 600 м, автономность - 100 суток, экипаж -73 человека. Всего с 1984 года построено 15 кораблей этого проекта. По данным индийских СМИ, АПЛ Chakra ("Нерпа") будет передана Индии в лизинг сроком на 10 лет. Стоимость контракта - $650 млн.