18 ноября. Interfax-Russia.ru - Развитие Дальнего Востока России невозможно без развития транспортной сети, считает заместитель генерального директора ОАО "Институт экономики и развития транспорта" Сергей Шарапов.
"Транспортная система Дальнего Востока должна развиваться опережающими темпами и не препятствовать социально-экономическому развитию этого региона. Транспортная инфраструктура - это двигатель экономического роста региона. Транспортная обеспеченность и стоимость грузовых перевозок - важнейшие факторы при принятии решения инвесторами по финансированию какого-либо проекта", - заявил он в понедельник на международной конференции "Создания прямого железнодорожного сообщения Япония-Россия-Евросоюз", которая проходит в Южно-Сахалинске.
По его информации, доля рынка Дальнего Востока России сегодня составляет менее 5% в ВВП страны и составляет менее $90 млрд. Предложенная учеными модель экономического развития Дальнего Востока России предусматривает за 10 лет достичь 2% от общего объема импорта стран АТР (сегодня эта доля не дотягивает даже 0,1%).
Дополнительная нагрузка на транспортную систему Дальнего Востока РФ в таком случае составит $120 млрд в год, в пересчете на 20-футовые контейнеры это 120 млн тонн грузов в год. Это очень значительная прибавка", - отметил С. Шарапов.
По его данным, грузооборот российских портов в 2012 году составил 567 млн тонн, в том числе дальневосточных портов - 135,2 млн тонн (в том числе имеющие выход на сеть РЖД - 99,6 млн тонн).
"Увеличение грузооборота на 120 млн тонн в год потребует серьезных дополнительных мероприятий по увеличению пропускной способности транспортной системы Дальнего Востока. Необходимость развития транспорта в ДФО предопределяет еще и тот факт, что в странах АТР созданы значительные портовые мощности. Например, порт Шанхая в 2012 году переработал 747 млн тонн, что в 1,3 раза больше грузооборота всех российских морских портов и в 5,5 раза больше грузооборота дальневосточных портов России", - пояснил ученый.
"Чтобы быть заметными в АТР и иметь возможность влияния, РФ необходимо создавать аналогичные портовые мощности, а, значит, и увеличивать железнодорожные мощности на Дальнем Востоке. Для решения этой задачи необходимо обеспечить пропускную способность железных дорог, увеличить перерабатывающие мощности дальневосточных портов до 250 млн - 300 млн тонн в год", - считает он.