2 мая. Interfax-Russia.ru - Эксперты Ространснадзора завершили разбор причин и обстоятельств гибели 18 декабря 2011 года буровой платформы "Кольская" и ее экипажа в Охотском море, свое мнение для следствия они изложили в заключении, результаты которого в среду публикует газета "Известия".
Эксперты считают, что виновниками в гибели судна и 53 буровиков и моряков стали семь человек - четыре руководителя компании "Арктикморнефтегазразведка" (АМНГР), погибший капитан самой буровой, капитан ледокола "Магадан", тянувшего "Кольскую", и представитель судовладельца ледокола.
В Ространснадзоре считают, что они грубо нарушили требования безопасности и буксировки платформы, а моряков могли спасти, если бы вовремя подали сигнал бедствия.
В ведомстве отмечают, что буксировать "Кольскую" планировалось вдоль западного побережья полуострова Камчатка и Курильских островов на расстоянии 70-100 миль от берега. Однако, по показаниям выжившего старпома капитана буровой Игоря Сухомлина, ответственный за буксировку Михаил Терсин самостоятельно изменил маршрут из-за непогоды. Уходя от одного шторма, платформа попала в другой.
Во время шторма ледокол "Магадан" и буксир "Нефтегаз-55", тянувшие "Кольскую", увеличили длину тросов на 900 и 850 м, чтобы уменьшить качку. Однако мощности этих буксиров для удержания в равновесии платформы не хватило. М.Терсин попытался связаться с гендиректором АМНГР Юрием Мелеховым, чтобы доложить ему о ситуации, но тот был недоступен. На связь вышел замдиректора компании Борис Лихван, но внятных указаний он так и не дал. При этом ни руководство АМНГР, ни М.Терсин подавать сигнал бедствия не стали. Эксперты считают, что судовладелец опасался дополнительных трат за оказание помощи судну.
Сигнал "sos" пришел с "Кольской" только утром следующего дня. Помощь пришла, но было слишком поздно.
Проведя расследование трагедии, эксперты Ространснадзора выяснили, что платформа вышла в свой последний рейс неподготовленной и без специального разрешения на разовый перегон в зимний период. Кроме того, вместо положенных 20 человек, на борту буровой находились 67. На момент трагедии у М.Терсина, которого назначили ответственным за буксировку, не было диплома капитана. На берегу его помогать должен был замдиректора АМНГР Василий Васецкий, но он оказался за границей. Координацию вместо него выполнял другой замдиректора Б.Лихван. Однако он также самоустранился от этой ситуации, отмечает издание.
Погибшим М.Терсину и капитану платформы Сергею Данилову эксперты ставят в вину то, что они отклонились от утвержденного маршрута и не обеспечили безопасность экипажа. Обо всех отклонениях от заданного маршрута должен был докладывать капитан ледокола "Магадан" Роман Могилян, но и он этого не делал.
По мнению экспертов ведомства, отвечать за аварию должны руководители АМНГР Ю.Мелехов, Б.Лихван, В.Васецкий, М.Терсин, а также капитан буровой "Кольская" C.Данилов, капитан ледокола "Магадан" Р.Могилян и представитель судовладельца ледокола Владимир Корчанов. М.Терсин и С.Данилов погибли.
По данным газеты, оставшимся в живых могут предъявить обвинения по ст. 293 (халатность), 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта).