10 июля. Interfax-Russia.ru - Две атомные подводные лодки, выведенные из состава Тихоокеанского флота и доставленные в пятницу с Камчатки в Приморье, будут полностью утилизированы к лету 2010 года, сообщил генеральный директор ОАО "Дальневосточный завод "Звезда" Андрей Рассомахин.
"Утилизация атомных подводных лодок будет проводиться поочередно, мы планируем завершить работы к лету следующего года. Каждая из субмарин будет разрезана на три части - носовую, центральную и кормовую", - сказал А.Рассомахин журналистам после того, как погрузочное судно "Трансшельф" доставило в Большой Камень две списанные лодки класса "Щука".
По его словам, после того как с носовой и кормовой частей будет демонтировано оборудование, они будут разрезаны и проданы на аукционе.
"Из центральной части лодок, где находится атомный реактор, мы извлечем отработанное ядерное топливо. В августе, как только завершится модернизация железной дороги к заводу, отработанное топливо будет отправлено в другой регион, а реактор будет загерметизирован и отправлен на хранение сроком 70 лет в бухту "Разбойник", примерно в 30 километрах от нашего завода ", - сказал гендиректор завода.
Он назвал символичным тот факт, что две лодки прибыли в Приморье в тот момент, когда другая АПЛ "Нерпа" вышла в море на ходовые испытания.
"Это говорит о том, что российский флот жив и продолжает развиваться", - подчеркнул А. Рассомахин.
Гендиректор "Звезды" сообщил, что программа по утилизации атомных подводных лодок близка к завершению. Так, по его данным, в Приморье остались две аварийные подлодки, которые необходимо будет утилизировать.
Стоимость работ по утилизации одной АПЛ обходится в среднем от 150 до 200 млн рублей.
В свою очередь старший руководитель проекта от МИД Канады Майкл Уошер рассказал, что подготовка к транспортировке двух подлодок продолжалась полтора года.
"Все прошло более чем успешно, этому способствовала слаженная работа команды голландского судна, военных и гражданских специалистов России и Канады", - отметил М.Уошер. "Эту операцию можно считать уникальной. Транспортировка сразу двух атомных подлодок была проведена впервые и, наверное, в последний раз", -сказал он.
Как сообщалось, голландское судно "Трансшельф" прошло 2,5 тыс. км пути от Камчатки, где ранее базировались "Щуки", до Большого Камня. Такая операция, когда одно судно перевозит сразу две подводные лодки, прошла впервые. Длина каждой подлодки достигает 106 м, а водоизмещение - 6 тыс. 280 т.
Транспортировка подводных лодок осуществляется в рамках программы "Глобальное партнерство" помощи России в утилизации АПЛ, рассчитанной до 2012 года, которая финансируется средствами США, Японии и других стран.