*** В ноябре 2008 года на подлодке 20 человек погибли из-за несанкционированного включения системы пожаротушения
Владивосток. 11 мая. ИНТЕРФАКС-ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Бывшие контр- и вице-адмиралы Тихоокеанского флота, морская общественность и работники Амурского судостроительного завода (АСЗ), где и создавалась АПЛ "Нерпа", просят вернуть дело об аварии на этой субмарине на доследование, чтобы выявить истинных виновников трагедии.
20 мая в Тихоокеанском флотском военном суде начнется слушание этого уголовного дела с участием присяжных. Перед судом предстанут командир субмарины Дмитрий Лаврентьев и трюмный машинист "Нерпы" Дмитрий Гробов.
В частности, Д.Лаврентьев обвиняется в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий - смерти по неосторожности двух и более лиц (п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ).
Д.Гробов обвиняется в причинении по неосторожности, вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, смерти двум и более лицам (ч. 3 ст. 109 УК РФ), а также в причинении вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей тяжкого вреда здоровью по неосторожности двум членам сдаточной команды (ч. 2 ст. 118 УК РФ).
"Работники АСЗ, в том числе и те, кто в ноябре 2008 года были на подлодке в момент аварии, выступили с открытым письмом, в котором они просят провести доследование, так как считают, что истинным виновникам трагедии обвинения не предъявлены", - заявил во Владивостоке в среду журналистам вице-адмирал в отставке, адмирал-инспектор подводных сил СССР, председатель Владивостокского морского собрания Борис Приходько.
По его мнению, "от результатов этого расследования, в определенной степени зависит программа перевооружения ВМФ России и судьбы двух человек - капитана Лаврентьева и матроса Гробова".
"Мы убеждены, что причинами последних неудач испытания вооружения в России, в том числе неудачные пуски ракет "Булава", потеря четырех спутников системы ГЛОНАСС и авария на "Нерпе", одинаковы. Это коррупция, воровство и развал военно-промышленного комплекса", - сказал Б.Приходько.
"Украли фреон, который должен был быть закачан в систему пожаротушения "Нерпы", и заменили его ядом (тетрахлорэтиленом - ИФ), вот потому и погибли люди. А куда делся фреон, кто его украл - вопрос открытый", - подчеркнул он.
По мнению эксперта, "нельзя повторять судебные издержки советского периода, когда при подобных случаях командира признавали героем, если он погибал вместе с экипажем, или судили, если оставался жив".
Он также выразил уверенность в том, что справедливый суд по этому делу возможен только в составе присяжных "из числа честных, добросовестных профессионалов", - уточнил Б.Приходько.
Он подчеркнул, что "причины большинства аварий, которые случаются в море, закладываются еще на суше, при проектировании и строительстве судов".
"Наше мнение поддерживают военные моряки-подводники из Санкт-Петербурга, строители АСЗ, создававшие "Нерпу, Мы все требуем проведения доследования. Нельзя назначать "стрелочников"", - добавил эксперт.
Как сообщалось, 8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний в Японском море атомной субмарины "Нерпа" из-за несанкционированного включения автоматической системы пожаротушения погибли 20 человек - 17 гражданских из сдаточной команды, в основном специалисты Амурского судостроительного завода, и трое военных. Еще около 40 человек с борта в срочном порядке были доставлены в госпитали. В связи с этим ходовые испытания были прекращены, началось расследование инцидента.
По данному факту было возбуждено уголовное дело, в рамках которого обвинения были предъявлены командиру АПЛ гвардии капитану 1 ранга Д.Лаврентьеву и трюмному машинисту этой же лодки старшине 2 ст. Д.Гробову.