Членство РФ в ВТО создает дополнительные риски для экономики Дальнего Востока - Минвостокразвития

Южно-Сахалинск. 29 мая. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Особые правила ведения хозяйственной деятельности должны быть предоставлены Дальнему Востоку в свете вступления России в ВТО, считает министерство по развитию Дальнего Востока России.

"Мы считаем, что для Дальнего Востока РФ должны быть приняты особые условия, предоставляющие равные условия с европейскими территориями РФ по возможности ведения хозяйственной деятельности с использованием налоговых, бюджетных и тарифных преференций. Требуется разработка и принятие на федеральном уровне закона о развитии Дальнего Востока, который должен объединить систему мер господдержки макрорегиона. Работа над проектом такого закона идет, но надо ее ускорить", - сказал замдиректора департамента Минвостокразвития РФ Александр Зимин во вторник в Южно-Сахалинске на выездном заседании министерства, посвященном мерам защиты экономики ДФО в условиях ВТО.

По его данным, на Дальнем Востоке России в условиях ВТО может произойти вытеснение отечественных производителей с внутреннего рынка, банкротство предприятий из-за усиления ценовой и качественной конкуренции со стороны зарубежных компаний. Все это может привести к росту безработицы, повышению социальной напряженности, усилению миграционного оттока населения и сокращению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

По словам представителя Минвостокразвития, на Дальнем Востоке сложности с обеспечением конкурентоспособности предприятий усугубляются местными специфическими условиями. Это - удаленность от основных экономических центров РФ, неразвитая инфраструктура, большие расстояния, высокая тарифная составляющая в стоимости товаров и услуг, сложные климатические условия, продолжительный отопительный сезон, северный завоз, дальневосточный коэффициент. "При воздействии этих факторов чрезвычайно сложно обеспечить рентабельность производства и достаточный уровень конкурентоспособности предприятий. Отсюда низкая инвестиционная привлекательность обрабатывающих производств и АПК", - констатировал А.Зимин.

Он добавил, что экономика ДФО является в настоящее время достаточно открытой и зависимой от внешнего рынка Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). За последние 5 лет объемы внешнеторгового оборота в ДФО выросли почти в 2 раза. Основные партнеры - это страны АТР, в первую очередь Южная Корея, КНР и Япония. Объем экспорта на душу населения в ДФО превышает среднероссийский показатель на 12%. В то же время внешняя торговля ДФО характеризуется ярко выраженной сырьевой направленностью и, напротив, преобладанием готовой продукции в импорте (машиностроительной продукции, потребительских товаров и продуктов питания).

Иностранные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в ДФО в проекты ресурсной отрасли.

Доля импорта в обеспечении жителей ДФО сельхозпродукцией гораздо выше, чем в среднем в РФ, и выходит за принятые рамки обеспечения национальной безопасности страны, подчеркнул А.Зимин. "Рентабельность местных сельхозпредприятий с учетом субсидирования значительно ниже, чем в среднем в стране. Резервов для обеспечения их конкурентоспособности с учетом традиционных видов поддержки в таких условиях почти не остается", - подчеркнул он.

По его словам, субъекты ДФО по разным причинам слабо используют возможности субсидирования сельхозпроизводства из федерального бюджета. Если в среднем в РФ на 1 рубль произведенной сельхозпродукции приходится 7 копеек федеральной помощи, то в среднем по ДФО этот показатель не дотягивает и до 0,5 копейки. При этом в развитых странах объемы господдержки АПК в разы больше, чем в России. "Но даже если мы доведем до среднероссийского уровня этот показатель в ДФО, этого будет недостаточно. Нам надо иметь долю господдержки гораздо большую, чем в среднем по России, как региону, неблагоприятному по условиям ведения сельского хозяйства", - сказал А.Зимин.

В этой связи, считает он, ДФО нужны дополнительные меры господдержки по минимизации рисков различных отраслей экономики вследствие участия РФ в ВТО.

По его мнению, необходимо также снижать ставки банковских кредитов в стране. Он отметил, что средняя ставка по кредиту со сроком выше 1 года составляет в РФ более 12%, что в 2 раза выше, чем в Южной Корее, КНР, Японии. При этом такие кредиты в основном выделяются крупным компаниям и госкорпорациям, тогда как малый и средний бизнес получает более "дорогостоящие" кредиты с процентной ставкой, доходящей до 20%. "Если зарубежные банки довольствуются 1-2% маржи, то российские банки имеют маржу до 10% и выше. Назрела необходимость разработки дополнительных мер для снижения стоимости банковских кредитов, в том числе ограничительного характера для изменения банками своих коммерческих рисков и размеров маржи", - сказал А.Зимин.

По его информации, доля оптово-розничной торговли в структуре ВВП РФ достигает 30% и выше, в то время как в развитых странах, являющихся основными партнерами и конкурентами России, этот показатель составляет от 11% до 16%, при том что уровень развития торговли там намного выше, чем в России. "Увеличенная доля торговли в ВВП - это дополнительная добавленная стоимость, изъятая из реального сектора экономики, в первую очередь из АПК и перерабатывающей промышленности. А это недополученная прибыль, зарплата и амортизация в реальном секторе. На федеральном уровне здесь надо принимать дополнительные меры, в том числе регулирующего характера", - считает представитель Минвостокразвития.

Он отметил необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов для работы со структурами ВТО, участие РФ в выработке правил и норм ВТО, максимально отвечающим интересам России. Необходимо также создавать систему мониторинга за ситуацией на внутреннем рынке, отработать систему оперативного реагирования на ситуации, угрожающие дестабилизацией в отраслях экономики РФ.