*** Косвенная вина лежит на капитане, судовладельце и его заме
Южно-Сахалинск. 17 сентября. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Комиссия из специалистов Госморнадзора, Российского морского регистра судоходства и Сахалинрыбвода завершила расследование обстоятельств кораблекрушения сахалинской рыболовецкой шхуны (РШ) "Аргонавт".
"Прямых виновников гибели РШ "Аргонавт" комиссия по расследованию аварийного случая не установила из-за отсутствия достоверных фактов того, что же на самом деле произошло с судном", - сообщает пресс-служба Сахалино-Курильского территориального управления (СКТУ) Росрыболовства.
Между тем, как отмечается в сообщении, анализ морских аварий показывает, что почти все аварии и инциденты связаны с человеческим фактором. В этой связи члены комиссии считают, что "на развитие событий, которые привели к предполагаемой гибели судна, повлияли действия (бездействие) капитана РШ "Аргонавт", директора ООО "Коралл" (судовладелец - ИФ) и его заместителя по безопасности мореплавания".
"Комиссия считает, что капитан проявил излишнюю самоуверенность и неоправданный риск, не принял мер по обеспечению безопасности плавания и по предотвращению причинения вреда судну, экипажу и грузу, не следил за остойчивостью судна и не поддерживал его в мореходном состоянии. Директор ООО "Коралл" не обеспечил в полной мере функционирование системы безопасности на судне и в компании, безопасную эксплуатацию РШ "Аргонавт" и безопасные условия труда для экипажа", - говорится в сообщении.
Кроме того, по мнению комиссии, "заместитель директора по безопасности мореплавания не обеспечил контроль за соблюдением норм безопасности на судне, функционирование системы безопасности на судне и в компании; не проводил регулярный контроль за выполнением капитанами своих должностных обязанностей, не выявлял риски для судов и судового персонала".
Согласно выводам комиссии, наиболее вероятной причиной аварии стала потеря остойчивости (способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент - ИФ) судна.
"На характеристики остойчивости могли повлиять наличие неучтенных грузов на палубах бака и юта, снижающее остойчивость малых рыболовных судов; перемещение груза из трюма на палубу; работа краном; образование неконтролируемой свободной поверхности воды в трюмах, попадание судна на попутную опасную волну; смещение незакрепленных грузов; постоянный крен на один борт и некоторые другие факторы", - приводит пресс-служба вероятные причины кораблекрушения.
При этом в сообщении отмечается, что наибольшую опасность представляет ситуация, когда при равных длинах судна и волны, скорость судна и скорость попутной волны совпадают. При неблагоприятном курсе судно могло получить большой крен и, как следствие, много забортной воды. Судно в этом положении управляется тяжело.
"В тот момент могли отрицательно повлиять дополнительные факторы: ветровая нагрузка, смещение груза, поступление воды внутрь корпуса", - сказано в сообщении.
РШ "Аргонавт" (судовладелец - сахалинское ООО "Коралл") 1 июля 2012 года при следовании из района промысла затонула вместе с грузом мороженой рыбы в проливе Лаперуза (юг Сахалина - ИФ). Экипаж в полном составе покинул судно на спасательных плотах и был поднят на борт находившимся в районе промысла судном "Тис-1".