Владивосток. 4 сентября. ИНТЕРФАКС - "НОВАТЭК" (MOEX: NVTK) и "Совкомфлот" (СКФ) создают совместное предприятие по строительству 17 газовозов для "Арктик СПГ 2", передает корреспондент "Интерфакса" с церемонии подписания соглашения.
СП будет называться "Современный морской арктический транспорт" (СМАРТ).
Как заявил глава "НОВАТЭКа" Леонид Михельсон, это СП будет управлять флотом, который будет ходить в российских водах, а другая, ранее созданная компания МАРТ (куда планировалось привлечение "Совкомфлота" и китайской Cosco Shipping - ИФ), будет оперировать на глобальном рынке.
"СМАРТ более ориентирован на логистику в Арктике, мы к 2022 году собираемся запустить перевалочные комплексы в Камчатке и Мурманске. Деятельность СМАРТа как раз будет нацелена на эти два "плеча". МАРТ - более глобальная компания, доставка до конечных потребителей, рынок у нас растет, ведем переговоры со многими странами. С индийскими компаниями рассматриваем возможность их участия - они будут выступать у нас покупателями (СПГ - ИФ)", - сказал Михельсон.
По словам главы СКФ Сергея Франка, в новую компанию также возможно привлечение других инвесторов.
"Это предприятие открыто для привлечения в него профессиональных инвесторов, участников на обычной коммерческой основе", - заявил он. Михельсон уточнил, что в качестве потенциальных инвесторов рассматриваются "партнеры наших ("НОВАТЭКа" - ИФ) проектов".
Газовозы в количестве 17 единиц будут строиться на судоверфи "Звезда" со сроком сдачи в 2023-2026 годах, а финансирование планируется привлечь при поддержке ВЭБа.
СП будет зарегистрировано во Владивостоке, суда будут ходить под российским флагом.
Про участие ВЭБа в проекте рассказал на сессии ВЭФа первый зампред госкорпорации Николай Цехомский.
"Проект на заводе "Звезда". Мы финансируем 15 газовозов, объем сделки более 300 млрд рублей", - сказал он.
"Сегодня очень трудно финансировать (строительство на "Звезде" - ИФ) коммерческими ресурсами, ни один коммерческий банк не готов предоставить финансирование на 30 лет для нового строительства. ВЭБ здесь выступает как государственный институт развития, на первом этапе берет весь риск. Мы верим, что когда первые суда будут спущены на воду, у нас появятся инвесторы, партнеры, которые заинтересуются", - заявил Цехомский.
По словам Михельсона, новые суда будут проектироваться так, чтобы максимально быстро проходить через льды.
"Танкеры для "Ямал СПГ" (первый, уже запущенный СПГ-проект "НОВАТЭКа" - ИФ) были рассчитаны на хождение как во льдах, так и в открытой воде. Сейчас мы в связи с перевалками в Камчатке и Мурманске просим наших профессионалов сделать танкеры, которые будут рассчитаны ходить только во льдах, чтобы достичь максимальной коммерческой скорости именно во льдах", - сказал Михельсон.
"В целом "НОВАТЭК" ставит "боевую задачу", что восточное направление транспортировки СПГ (по Севморпути - ИФ) возрастает в своей востребованности, поскольку основные рынки находятся в Азии", - сказал Франк. По его словам, суда для "Арктик СПГ 2" должны иметь больше возможностей по ледопроходимости по сравнению с судами "Ямал СПГ", что позволяет, в идеале, в перспективе круглогодично ходить по Севморпути по восточному направлению в работе с конвоем атомных ледоколов, которые создаются "Росатомом". "Это потребует изменения архитектуры судна, здесь больше будет элементов совместной работы (с ледоколами - ИФ), а это повлияет на все технические решения, над которыми мы сейчас интенсивно работаем", - добавил глава СКФ.
Как сообщалось, суда для "Ямал СПГ" были построены корейской DSME, стоимость каждого из 15 газовозов составила около $330 млн. Правительство рассматривает возможность субсидирования разницы в стоимости новых газовозов по сравнению со стоимостью танкеров для "Ямал СПГ".
сс рю рр им тг*