Токио. 24 апреля. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Развитие ледокольного флота позволит России через Северный морской путь (СМП) в ближайшей перспективе перевозить до 10-12 млн тонн грузов в год между Европой, Азией и Северной Америкой, заявил первый зампредседателя ФГБ НИУ "Совет по изучению производительных сил" (СОПС) Минэкономразвития РФ и РАН Виктор Разбегин на презентации Сахалинской области в среду в Токио.
Планируемые Россией капиталовложения в размере $5-7 млрд в модернизацию ледокольного флота и инфраструктуры могут "открыть дверь" для создания международного транспортного коридора через СМП, отметил он.
Этот коридор, по словам В.Разбегина, будет заполняться также за счет перевозок из России полезных ископаемых (включая нефть, сырье, цветные металлы и концентраты и прочее), добываемых на Дальнем Востоке и в Сибири.
"Северный морской путь - это кратчайший морской путь между портами Северной и Западной Европы - с одной стороны, Юго-Восточной Азии (включая Японию) и Северной Америки - с другой стороны. При благоприятных ледовых условиях сокращение расстояния на 5-7 тыс. км экономит 10-15 дней по сравнению с путем через Суэцкий канал", - отметил В.Разбегин.
Однако в настоящее время этот альтернативный путь практически не работает для межрегиональных перевозок, констатировал ученый. Это, по его словам, вызвано целым рядом серьезных причин: плохая инфраструктура СМП; большинство российских северных портов РФ закрыто для обслуживания международных перевозок; для плавания по этому маршруту требуются суда ледового класса; большую часть года необходимо дорогостоящее сопровождение ледоколами. "К тому же очень сложная и изменчивая ледовая обстановка и погодные условия делают непредсказуемыми точное время доставки грузов и расходы по их доставке для каждого судна при регулярной навигации", - сказал В.Разбегин.
Вместе с тем, несмотря на все вышеупомянутые проблемы, в последнее время проявляется серьезный интерес к развитию Северного морского пути, добавил ученый. Он привел данные Росморречфлота, согласно которым объем перевезенных транзитных грузов по СМП в навигацию 2012 года составил 1,2 млн тонн (прошло 25 транспортных судов с грузом), что почти на 35% больше аналогичного показателя 2011 года. В числе основных перевезенных грузов - газоконденсат, нефтепродукты, железорудный концентрат и уголь. В 2012 году по СМП из норвежского порта Хаммерфест в восточном направлении к японскому порту Тобата впервые прошел танкер-перевозчик сжиженного природного газа (СПГ) "Обь Ривер", зафрахтованный компанией "Газпром маркетинг и трейдинг".
В дальнейшем, с развитием морской портовой инфраструктуры СМП, в частности, строительства крупнейшего в мире арктического порта Сабетта, а также создания крупнотоннажных судов арктических ледовых классов коммерческая привлекательность транзитного судоходства по Северному морскому пути будет расти, считает В.Разбегин.
В результате, по его оценке, с реализацией крупных проектов освоения арктического шельфа и развития транспортной инфраструктуры в северных регионах страны общий объем грузоперевозок по СМП к 2025-2030 годам может достигнуть 25-30 млн тонн в год.