Москва. 19 декабря. ИНТЕРФАКС - Во время перегона буровой платформы "Кольская" почти половину составляли бурильщики, которые на платформе в момент транспортировки вообще не должны были находиться: их взяли, поскольку организаторы рейда по каким-то причинам не стали арендовать дополнительное пассажирское судно, сообщает "Коммерсант" в понедельник.
"Примерно половина из общего числа находившихся на установке людей не имела к перегону "Кольской" никакого отношения. Это были операторы буровых установок, их помощники, крановщики и т.п.", - пишет издание со ссылкой на информацию, полученную от источника, осведомленного о ходе следствия.
Как объяснил собеседник газеты, согласно пункту 2.10 инструкции по безопасности морских буксировок от 8 июля 1996 года Федеральной службы морского флота России, "для обеспечения безопасности буксируемого судна на его борту может находиться квалифицированный экипаж или его минимально необходимая часть, возглавляемая капитаном. Буксировка судна с пассажирами на борту запрещается".
Источник "Коммерсанта" предположил, что капитаны ледокола и буксира отказались взять бурильщиков на борт из-за отсутствия нужного количества спасательных средств на борту. А арендовать еще одно судно для перевозки пассажиров организаторы по каким-то причинам не стали.
Издание напоминает, что сигнал SOS с находившейся в 200км от побережья Сахалина платформы "Кольская", по данным Росморречфлота, поступил в 9:24. Сама платформа затонула, а прибывшим на место спасателям удалось поднять на борт только 14 человек из 67 находившихся на "Кольской". Как отмечают эксперты, среди них большинство моряков, которые несли вахту, находились на палубе и по случаю шторма были одеты в гидрокостюмы и спасательные жилеты.
По факту катастрофы "Кольской" следственный комитет России возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц), уточняет издание.
О возможных причинах аварии все заинтересованные стороны говорят пока очень осторожно, подчеркивает "Коммерсант". В частности, в СКР изданию сообщили, что среди версий рассматриваются нарушение правил безопасности при проведении буксировки, а также пренебрежение погодными условиями.
Собеседники газеты в Росморречфлоте считают, что буровая установка могла просто не выдержать очень сильной волны. По версии чиновников, волны снесли так называемые газоотводящие трубки танков, в которых временно хранится выкачанная из скважин нефть, а также выбили иллюминаторы в столовой. Поступившая в образовавшиеся отверстия вода заполнила танки и помещения для экипажа, в результате "Кольская" получила крен и в течение 20 минут затонула.
В свою очередь, источники, осведомленные о ходе расследования, сообщили "Коммерсанту", что "разбитые иллюминаторы и трубки, диаметр которых составляет всего лишь шесть-восемь сантиметров, здесь ни при чем".
По предположению экспертов, причиной трагедии стало интенсивное раскачивание буровой установки на волнах, на величину которых она даже по проекту не рассчитана.
"Пока установка шла в связке с ледоколом, она еще держалась на плаву, но когда из-за качки оборвался один из буксировочных тросов, "Кольская" попросту зачерпнула бортом воду и перевернулась",- заключил собеседник "Коммерсанта".