Южно-Сахалинск. 28 мая. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Проект создания большого Дальневосточного нефтегазохимического кластера должен подвергаться тщательной экспертизе, считает академик РАН, профессор, доктор минералогических наук Алексей Конторович.
"Все звенья, все блоки проекта должны быть подвергнуты тщательной экспертизе. Совместная работа по экспертизе проекта, по его оптимизации и быстрой реализации должна состоять не на словах, а на деле, в партнерстве государства, бизнеса и науки", - заявил А.Конторович на выездной коллегии министерства по развитию Дальнего Востока, на которой обсуждались перспективы БДК, во вторник в Южно-Сахалинске.
Ученый считает, что БДК обещает стать уникальным мега-кластером: "В ближайшие максимум 10 лет на Дальнем Востоке будет сформировано несколько региональных кластеров добычи и глубокой переработки нефти и газа: на Сахалине, в Западной Якутии, Амурской области, Хабаровском и Приморском краях. Вместе с ними будет работать Иркутский и Ковыткинский кластер. Отличительной особенностью всех этих кластеров является их тесная взаимосвязь, необходимость согласования мощностей предприятий по объемам переработки сырья, синхронизации и работе. Должен быть создан единый уникальный мега-кластер".
В то же время он указал на ряд выявленных им недостатков проекта БДК: "Отсутствие единого плана, необходимых расчетов и проработок с учетом долгосрочной перспективы создаст опасность разбалансировки управляемости БДК уже на начальных этапах его формирования. Для меня неочевидными являются отдельные проекты или предпроектные решения".
Он напомнил, что предполагается, что по ГТС "Сила Сибири" в город Белогорск Приморского края на газохимические предприятия будет поставляться сложная смесь газа (метан, этан, пропан, бутан, гелий). "При колебании температуры и давлении в газопроводе пропан и бутан смогут выпадать в жидкую фазу и нарушать работу газопровода, что показал опыт подобных газопроводов. Если газопровод не будет работать или работать неустойчиво, предприятия в Белогорске могут остаться без сырья", - сказал академик.
По его словам, в США предпочли построить сотни газоперерабатывающих заводов (более 700 заводов) и продуктопроводов. "Представляется целесообразным рассмотреть альтернативный вариант, построить газоперерабатывающий завод с Чаяндинского месторождения возле города Ленск. Там же - построить хранилище гелио концентрата и завод по очистке, выделению и сжижению гелия. А этансодержащий газ отправлять в Белогорск по газопроводу "Сила Сибири" и там выделять этан на газоперерабатывающем заводе", - предложил ученый.
По его информации, при достаточно высоком давлении в газопроводе и высокой сейсмичности на отдельных участках ГТС при транспортировке газа в Белогорск потери гелия могут быть весьма значительными.
"Еще одно опасение - газ скоро придет в Белогорск, а газохимическое предприятие там никто еще не проектирует и, тем более, не строит. Есть информация, что маркетинговые исследования по проекту проводит "СИБУР", однако эти сведения официально не подтверждены. Будет непрактично, если содержащий полезные компоненты газ "уйдет" на экспорт. Наши соседи очень быстро создадут соответствующие мощности по его переработке, а потом мы опять втридорога будем покупать у них газохимическую продукцию", - сказал А.Конторович.
Он также считает, что в рамках формирования БДК государство должно укрепить полную цену на этан и СУГ (сжиженный углеводородный газ) и защитить газохимию от потенциального диктата монополии.
"В ближайшие 8-12 лет добыча углеводородов в России стабилизируется, а затем может начаться спад. Изменить ситуацию сегодня не удастся - не потому, что оскудели наши ресурсы, а потому, что в течение 20 лет мы неудовлетворительно ведем геологоразведку ресурсов. Это приведет к необходимости сокращать экспорт или внутреннее потребление. И то, и другое - недопустимо", - считает ученый.
"Примеры таких неувязок можно продолжить. Нужна вдумчивая серьезная экспертиза", - констатировал А. Конторович.
Он привел пример с проектированием трассы ВСТО. "Я был участником экспертизы по ВСТО, когда "Транснефть" предлагала провести трубу вдоль трассы БАМа, где каждые 3-4 года происходят землетрясения силой до 8 баллов. То есть, трубу трясло бы непрерывно. Несмотря на наши неоднократные обращения в компанию, вопрос не решался, потребовалось вмешательство президента РФ для того, чтобы нефтепровод прошел там, где он и прошел. Только вмешательство президента спасло от грубейшей ошибки", - заявил академик.