Москва. 18 мая. ИНТЕРФАКС - Военный прокурор Тихоокеанского флота (ТОФ) Сергей Коломиец уверен, что присяжные были введены в заблуждение адвокатами, когда выносили оправдательный вердикт по делу о гибели людей во время испытаний АПЛ "Нерпа", пишут в пятницу "Известия".
Обвиняемыми по делу проходили командир атомохода Дмитрий Лаврентьев и трюмный машинист Дмитрий Гробов. Оправдательный приговор 3 мая был отменен коллегией Верховного суда. Дело возвращено на новое рассмотрение.
С.Коломиец уверен, что присяжные в первом суде были необъективны.
"Адвокаты подсудимых позволяли себе пользоваться запрещенными приемами: вели себя агрессивно, игнорировали неоднократные предупреждения судьи, уводили судебное следствие в сторону. Таким образом им удалось повлиять на мнение присяжных, что дело якобы было заказным, а обвиняемые - жертвы произвола правоохранительных органов", - сказал С.Коломиец.
Прокурор ТОФ подчеркивает, что в новом процессе позиция обвинения не изменится - в аварии, приведшей к гибели 20 человек сдаточной команды АПЛ виновны люди.
"Командир "Нерпы" Лаврентьев не принял меры к обучению экипажа, а старшина Гробов, будучи неосведомленным о принципах и предназначении установленных на лодке новых средств вооружения и военной техники, внезапно включил систему пожаротушения", - сказал С.Коломиец.
Прокурор также считает, что причина гибели людей кроется не в том, что в систему пожаротушения вместо фреона был закачан тетрахлорэтилен.
"И фреон (хладон 114В2), и тетрахлорэтилен - сильнодействующие яды. Оба вещества предназначены для использования в системах пожаротушения и вытесняют кислород, причем фреон это делает намного быстрее. Когда из помещения вытесняется кислород, становится нечем дышать. Инструкции требуют, чтобы подаче огнегасительной смеси предшествовала особая команда, люди должны надеть дыхательные аппараты", - поясняет С.Коломиец.
По его словам, 8 ноября 2008 года на АПЛ "Нерпа" все было наоборот - команда поступила после того, как был подан газ. Он добавляет, что, по данным многочисленных экспертиз, люди на АПЛ погибли не от отравления, а от удушья - нехватки кислорода.
Прокурор также отрицает все ссылки адвокатов и командира Д.Лаврентьева на "сырую" аппаратуру новой лодки. Он подчеркивает, что до трагедии командир АПЛ "Нерпа" ни разу не ставил перед вышестоящим командованием вопрос о якобы "сыром" программном обеспечении отсечных пультов и невозможности в связи с этим выхода корабля в море".
"Скоро предстоит новое судебное разбирательство, которое, я уверен, пройдет честно и расставит все точки над i", - считает С.Коломиец.
Трагедия на "Нерпе" произошла 8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний в Японском море. На борту субмарины неожиданно сработала система пожаротушения, и в отсеки стала поступать смесь фреона и тетрахлорэтилена. В тот момент на борту подлодки находились 208 человек, в результате аварии погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением.
По данным следствия, система пожаротушения сработала по вине матроса Гробова, который нажал на клавиши и случайно ввел команду на подачу смеси. Также следствие считает, что в трагедии виноват капитан подлодки Лаврентьев, не подготовивший должным образом экипаж.
В сентябре 2011 года присяжные признали их невиновными. Гособвинение оспорило это решение и добилось нового рассмотрения дела.