Якутск. 5 декабря. ИНТЕРФАКС - ООО "Восток Инжиниринг", разрабатывающее Томторское месторождение редкоземельных металлов, намерено вывозить руду на переработку в Забайкальский край через Хатангский морской торговый порт (Красноярский край) по Северному морскому пути, сообщил "Интерфаксу" управляющий директор компании Сергей Сергиенко.
"Было принято решение о перевозке руды через Хатангский морской торговый порт (осенью подписан меморандум о намерениях - ИФ), дальше по Северному морскому пути до портов, связанных с железнодорожным сообщением (затем - до Забайкалья - ИФ)", - сказал он.
По его словам, до Хатанги (Красноярский край) руда будет доставляться по зимникам общей протяженностью около 600 км, из которых не более 180 км придется на территорию Якутии. Итоговый маршрут не предполагает использование рек, проход через населенные пункты или особо охраняемые природные зоны: указан лишь один переход через ледовую переправу на реке Анабар в районе минимальных глубин (1,5-2 метра), он будет осуществлен близ производственной площадки "Алмазов Анабара" (входит в АК "АЛРОСА").
Вывоз руды начнется с января 2021 года. Для этого, начиная с 2020 года, в течение двух месяцев - ноября и декабря - ежегодно будет строиться зимник. Между тем, проездом по автозимнику, который свяжет населенные пункты северо-западных районов Якутии с Таймыром, сможет воспользоваться местное население.
Затем по железной дороге руда будет доставляться в город Краснокаменск Забайкальского края для переработки, где "ТриАрк Майнинг" (владеет "Восток Инжинирингом") построит гидрометаллургический цех. Проект предполагает полную комплексную переработку с получением готового продукта, уточнил С.Сергиенко.
Он пояснил, что такая схема была выбрана, так как альтернативные варианты транспортировки руды предполагают проезд по большому количеству ледовых переправ, высокие затраты на ежегодное восстановление причалов, а также необходимость проведения дноуглубительных работ.
По словам управляющего директора, весной 2018 года компания рассчитывает защитить на госкомиссии материалы по постановке запасов на государственный баланс, и затем приступить к проектированию разработки месторождения, строительству комбината. В настоящее время госбалансом учтены запасы в пределах 1,5 млн тонн руды.
"Мы доразведовали месторождение, получили результаты, сейчас готовим пакет материалов для защиты. Мы ожидаем кратное увеличение в несколько раз данных запасов. Весной (2018 года - ИФ) будет очень серьезная веха, которая даст старт двум вещам - принятию инвестиционного решения и началу проектно-изыскательских работ на месторождении", - сказал С.Сергиенко.
Как сообщалось, в марте текущего года "Восток Инжиниринг" рассматривал варианты переработки руды с Томоторского месторождения за пределами Якутии - в Читинской области или в Красноярском крае. Окончательное решение по площадке зависело от определенной технологии конечного продукта, разработкой которой занимается Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Н.М. Федоровского. Тогда рассматривались семь вариантов транспортировки руды к месту переработки, каждый из них имеет свои недостатки и преимущества. Один из вариантов - через Нижний Бестях, Усть-Кут, Дудинку Красноярского края.
Породу будут транспортировать в big bag - контейнерах, основными характеристиками которых являются абсолютная герметичность, исключение пыления и водопроницаемости и прочность, чтобы контейнеры удерживали вес мерзлой породы.
На месторождении геологоразведочные работы уже проведены, а скважины законсервированы. Согласно проекту, на участке "Буранный" на базе Томторского месторождения предполагается построить горнодобывающий комбинат производительностью 200 тыс. тонн руды в год.
Также сообщалось, что аукцион на право пользования участками недр Томторского месторождения (на территории Жилиндинского наслега Оленекского эвенкийского национального района Якутии) компания "Восток Инжиниринг" ("дочка" компании "ТриАркМайнинг" - совместного предприятия "Ростеха" и группы ИСТ) выиграла в мае 2014 года, предложив 1,052 млрд рублей. Согласно документам "Ростеха", участниками проекта являются группа ИСТ (75% - 1 акция) и "дочка" ГК ООО "РТ - Глобальные ресурсы" (25% + 1 акция).
Согласно лицензионному соглашению, разведочные работы на месторождении должны завершиться в течение 1,5-5 лет, строительство инфраструктуры - в течение 8 лет. Горнодобывающий и перерабатывающий комплекс, производящий РЗМ, должен выйти на проектную мощность через 10 лет.
Суммарные запасы РЗМ и ниобия на единственном разведанном участке месторождения - "Буранном" - оцениваются примерно в $300 млрд, с учетом остальных участков суммарная стоимость запасов будет приближаться к $1 трлн.
"Ростех" является основным потребителем редкоземельных металлов в России (в первую очередь они необходимы для холдингов "Росэлектроника" и "Швабе").
В настоящее время на долю России приходится лишь 2% от мировой добычи РЗМ. Традиционным поставщиков РЗМ является Китай. Однако с 1999 года КНР ввела экспортные квоты. В прошлом году США, ЕС и Япония обратились во Всемирную торговую организацию (ВТО) с жалобой на предпринятые КНР меры по ограничению экспорта РЗМ.
Редкоземельные металлы - группа из 17 элементов, включающая скандий, иттрий и лантаноиды. По суммарной распространенности в земной коре они в десятки раз превосходят такие металлы, как молибден и вольфрам, однако капитальные затраты на их добычу относительно высоки. РЗМ используют в радиоэлектронике, атомной технике, машиностроении, химической и стекольной промышленности.
Служба финансово-экономической информации
business@interfax.ru
finance@interfax.ru