Дальний Восток / Новости 2 октября 2019 г. 14:54

РЖД не смогли через суд включить в договор с СахМП ответственность за задержку грузов

Южно-Сахалинск. 2 октября. ИНТЕРФАКС - ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и ОАО "Сахалинское морское пароходство" (СахМП) после двух лет судебных разбирательств утвердили узловое соглашение о доставке грузов через паромную переправу Ванино-Холмск, следует из материалов картотеки арбитражных дел.

РЖД и СахМП работают в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении: вагоны по железной дороге приходят в порт Ванино, затем СахМП перевозит их на паромах в порт Холмск. Аналогично вагоны следуют по обратному пути. При этом ранее в РЖД поясняли, что возможности переправы между Сахалином и материком ограничены из-за недостаточного количества паромов, периодически это еще усугубляется штормами в Татарском проливе, из-за которых паромная переправа приостанавливает работу.

РЖД подали заявление об утверждении ряда пунктов в узловом соглашении с СахМП в 2017 году. Монополия хотела, чтобы в документе была учтена ответственность морского перевозчика за просрочку доставки грузов. В ходе разбирательств стороны не раз планировали утвердить мировое соглашение, однако по ряду пунктов так и не смогли договориться.

В итоге стороны представили в суд узловое соглашение, оно состояло из десяти разделов и пяти приложений. К соглашению также прилагался протокол разногласий по спорным пунктам: 3.2, 9.2 и 9.5.

РЖД предлагали изложить пункт 3.2 в редакции, при которой морской перевозчик принимал бы от монополии для дальнейшей перевозки паромами порожние или полные грузовые вагоны, а также единицы иного ж/д подвижного состава, "пригодные к перевозке на паромах в техническом и коммерческом отношении, перевозка которых согласована морским установленным порядком". Однако такая редакция не отражала правила оплаты перевозки. В свою очередь СахМП посчитало, что этот вариант пункта соглашения "нарушает права и интересы ответчика, поскольку истцом фактически сформулировано требование об обязании ответчика принимать к перевозке вагоны, по которым грузоотправителем не исполнено обязательство по оплате морской части перевозки. При том, что железнодорожный перевозчик, со своей стороны вообще не приступал бы к перевозке грузов без внесения оплаты со стороны грузоотправителя".

Пунктами 9.2 и 9.5 РЖД предлагали предусмотреть ответственность СахМП за простой вагонов. Так, предлагалось установить суточную норму передачи вагонов в количестве 60 штук. Если часть вагонов или контейнеров не была передана, то монополия предлагала взимать с СахМП в пользу РЖД плату за пользование ими согласно действующему постановлению ФЭК России "Об утверждении правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N2)".

СахМП же предложило вовсе исключить пункты 9.2 и 9.5 из соглашения, поскольку "в них предлагается к подписанию соглашение о законной неустойке, условие о которой не требуется к включению в текст узлового соглашения".

Суд, излагая свою позицию по спору, отмечает, что отношения транспортных организаций при перевозке грузов различными видами транспорта по единому документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации таких перевозок регулируются соглашениями между организациями, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных перевозках. Однако соответствующий закон о прямых смешанных перевозках до настоящего времени не принят. В связи с этим отношения регулируются в соответствии с положениями главы V федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ".

В части спорных пунктов суд решил изложить пункт 3.2 в редакции, близкой к предложению ответчика: СахМП будет принимать вагоны, перевозка которых согласована с морским перевозчиком, а также оплачена в соответствии с его тарифами.

Еще два спорных пункта суд решил исключить из узлового соглашения, поскольку он не вправе устанавливать договорную неустойку за нарушение обязательств, если одна из сторон спора (в данном случае это СахМП) возражает против ее установления.

Вместе с тем, в рамках обязательств по перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении ответчик не выступает пользователем услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта, а является таким же, как и истец, перевозчиком, ответственным за перевозку на своем участке пути, уточняет суд. Это, по мнению суда, исключает возможность установления для него платы за время нахождения у него вагонов и контейнеров. "Кроме того, установление режима платности в данном случае, по своей сути будет являться установлением меры ответственности за его возможную нерасторопность в организации перевозочного процесса", - решил суд.

Сахалинское морское пароходство - единственная компания, обеспечивающая круглогодичные перевозки из портов Де-Кастри, Ванино и Советская гавань. Флот насчитывает 13 собственных и 4 арендованных транспортных судна (не считая ледоколов, буксиров и прочего вспомогательного флота), все ледового класса. Пароходство также обслуживает железнодорожно-паромную переправу между Сахалином (порт Холмск) и материком (порт Ванино, Хабаровский край), осуществляет перевозки грузов в каботажном и заграничном плавании.