Южно-Сахалинск. 30 сентября. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Сахалинская область должна быть готовой к проведению спасательных операций, связанных со спасением судов, оказавшихся в ледовом плену, считает управляющий директор ОАО "Дальневосточное морское пароходство" (ДВМП) Владимир Корчанов.
Спасательная операция с участием ледоколов ДВМП в Сахалинском заливе в январе 2011 года выявила множество проблем в этой сфере, сказал он на конференции "Нефть и газ Сахалина". Особенно этот вопрос актуален в свете разработки новых проектов сахалинского шельфа.
"Для нас была странной ситуация, что при реализации проектов на сахалинском шельфе у регионального МЧС нет авиации. Самый ближний вертолет МЧС, который мы смогли нанять в ходе спасательной операции в январе 2011 года, мы нашли в Хабаровске", - отметил он.
"Пойдут новые проекты, особенно это актуально для "Сахалин-4", близкому к тому району (району прошедшей спасательной операции). Операторам проектов надо быть готовым к таким ситуациям, иметь ледокольные буксиры, вертолеты, суда с ледовым классом. На уровне администрации области нужно рассмотреть вопрос как комплексно в таких ситуациях можно будет привлекать подрядчиков и операторов проектов (их суда и авиацию), так как в следующий раз никто не погонит атомный ледокол за тысячу миль. Региональной власти надо решать этот вопрос", - отметил В.Корчанов.
По его словам, оператору проекта "Сахалин-4", если будет принято решение о разработке и круглогодичной эксплуатации месторождений по проекту, по сути "предстоит стать спасателем в этом районе". И это тоже при разработке проекта нужно учитывать, считает он. Рыболовецкие суда, заходя во льды в Сахалинском заливе, осуществляют перегруз рыбопродукции на транспортные суда, а также корабли укрываются в том районе от штормов.
Управляющий директор ДВМП напомнил, что 29 декабря 2010 года в Сахалинском заливе в ледовом плену оказались три судна. Судовладельцы обратились за помощью к ДВМП, но пароходство отказало, так как ледоколы были заняты. 31 декабря ДВМП получило приказ Минтранса РФ отправлять ледоколы на спасение судов, ледоколы покинули места своей работы в Де-Кастри и Магадане и отправились к Сахалинскому заливу. За это время во льдах в том районе застряло еще одно судно "Мыс Елизаветы", которое вместе с льдами понесло на скалы, его пришлось спасать первым.
В спасательной операции были задействованы три ледокола ДВМП - "Адмирал Макаров", "Красин" и "Магадан". Спасательная операция проходила в сложнейших погодных и ледовых условиях, с риском для самих ледоколов, экипажи ледоколов все это время вынуждены были работать практически без отдыха.
"В ходе спасательной операции в Сахалинском заливе, которая длилась целый месяц, наши ледоколы, задействованные в ней, сожгли более 6,5 тыс тонн топлива, 100 тонн масла, были порваны 15 буксировочных тросов, совершено более 10 часов вертолетной разведки (вертолеты нанимались за счет средств ДВМП). Нашим ледоколам 35 лет, они в хорошем техническом состоянии. Но на полную мощность, с которой им пришлось работать в этой спасательной операции (были задействованы все 9 двигателей), они давно уже не работали", - отметил В.Корчанов.
Всего эта спасательная операция обошлась ДВМП, по его данным, более $7,5 млн. Теперь стоит вопрос - кто будет ДВМП компенсировать эти затраты. Бюджетный кодекс не предусматривает расходы федерального бюджета на такие спасательные операции. Поданы судебные иски в отношении судовладельцев спасенных судов, но разбирательство займет длительное время, и не факт, что судовладельцы смогут оплатить такие крупные расходы.