Сахалинские ученые оценят последствия аварии танкера "Каракумнефть" для популяции тихоокеанских лососей

*** Ранее нефтяные загрязнения нашли на нерестовых реках Итурупа

Южно-Сахалинск. 15 мая. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Специалисты Сахалинского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (СахНИРО) проведут повторное исследование последствий аварии танкера "Каракумнефть" на острове Итуруп (Средние Курилы), где скоро в открытое море должны выпускать 200 млн штук молоди тихоокеанских лососей.

"Трое сотрудников лаборатории исследований среды и мониторинга антропогенного воздействия СахНИРО выехали на о. Итуруп. В ближайшие дни к ним присоединится один из специалистов лаборатории динамики численности лососей этого же института", - сообщили агентству "Интерфакс - Дальний Восток" в пресс-службе Сахалино-Курильского терруправления (СКТУ) Росрыболовства.

Собеседник пояснил, что исследования ученые проведут по заказу курильского ЗАО "Гидрострой" (крупнейшая рыбопромышленная компания региона - ИФ). Они отберут пробы воды и донных отложений в традиционных районах нагула молоди тихоокеанских лососей в Курильском заливе. Свои заключения о рисках производственной деятельности в прибрежной акватории и рекомендации по устранению последствий разлива они передадут заказчику.

В министерстве транспорта Сахалинской области агентству сообщили, что владивостокское ООО "НИКО" (владелец аварийного танкера - ИФ) до сих пор не выполнило требование Минтранспорта региона и администрации портов Сахалина - предоставить план мероприятий по подъему и утилизации до 1 июня 2012 года аварийного танкера. Это требование было заявлено судовладельцу еще в начале марта 2012 года. "В конце прошлой недели мы отправили ООО "НИКО" очередное письмо с требованием на этой неделе предоставить нам этот план", - отметили в министерстве.

Собеседник напомнил, что аварийный танкер ограничивает постановку судов к причалу портпункта Курильска и ставит под угрозу реализацию ФЦП "Курилы", в рамках которой летом этого года должно начаться строительство глубоководного причала.

Как сообщалось ранее, по информации СКТУ, угроза утечки топлива на аварийном танкере сохраняется: при обследовании танков судна 4 мая 2012 года в них обнаружено значительное количество остатков дизельного топлива. После аварии танкера и разлива нефтепродуктов у местных жителей и рыбаков остается тревога за будущее более 200 млн штук молоди тихоокеанских лососей, которых в конце мая предстоит выпускать местным рыбоводным заводам в море, а также за состояние взрослой кеты и горбуши, которые подойдут летом текущего года на нерест в реки Итурупа.

В начале февраля 2012 года танкер "Каракумнефть" доставил топливо для электростанции Курильска. В портпункте он стоял на разгрузке. Во время начавшегося шторма танкер 15 февраля направился в море, чтобы там переждать непогоду. При выходе из акватории портпункта судно село на мель примерно в 80 метрах от берега. 20 человек экипажа с аварийного танкера были сняты утром 16 февраля и доставлены на берег. В танках перевозчика находилось около 1 тыс. 275 тонн топлива. 20 февраля утром к месту происшествия прибыло спасательное судно "Атлас" с оборудованием для ликвидации разлива нефти.

Работы по ликвидации ЧС с танкером завершились в конце февраля. Из танков судна откачано более 600 тонн (или 630 кубометров) топлива с морской водой, попавшей в танки через пробоины в днище (танкер получил 11 пробоин). Это половина из того, что было в танках судна до аварии. Попала ли остальная часть топлива в море и сколько нефтепродуктов на самом деле находилось на танкере - выясняют следователи и федеральные контролирующие структуры. Сразу после аварии первичный осмотр 10 км береговой полосы выявил наличие маслянистой пленки на поверхности воды и устойчивый запах солярки в воздухе. Через две недели комиссия по ЧС обнаружила признаки загрязнения нефтепродуктами морской акватории и устьевых зон нерестовых рек Курилка и Подошевка, а также выбросы погибших рыб, моллюсков и других объектов подводного мира.

По факту происшествия следственное управление на транспорте СКР возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ ("нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности причинение крупного ущерба"), предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.