Дальний Восток / Новости 15 февраля 2017 г. 16:04

Счетпалата выявила неэффективное исполнение мер господдержки инвестпроектов в ДФО

Владивосток/Москва. 15 февраля. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Счетная палата (СП) РФ опубликовала отчет по итогам проверки исполнения мер господдержки инвестпроектов на территории ДФО в 2015-2016 годах, в котором отметила нарушения бюджетного законодательства.

Согласно данным сайта СП РФ, нарушения выразились в заключении министерством РФ по развитию Дальнего Востока в 2015 году соглашений о предоставлении субсидий трем инвесторам, размер которых превышал на дату подписания соглашений лимиты бюджетных обязательств (7,35 млрд рублей).

Врио директора департамента привлечения частных инвестиций Минвостокразвития Демис Эминов сообщил "Интерфаксу", что данные соглашения заключались в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на создание объектов инфраструктуры.

"Все соглашения заключены в пределах лимитов, утвержденных распоряжением правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 1339-р. Общеизвестно, что федеральный бюджет на 2015 год был утвержден в однолетнем формате. В этой связи лимиты бюджетных обязательств до всех администраторов бюджет средств доводились только на один год, в связи с чем заключенные Минвостокразвития России соглашения на два, три и более лет превысили объем указанных лимитов, при этом соответствуя лимитам установленным правительством РФ", - заявил Д.Эминов.

"Данная ситуация в очередной раз подтверждает необходимость полноценного законодательного закрепления возможности заключения долгосрочных соглашений, обеспечивающих баланс интересов государства и инвесторов", - отметил Д.Эминов.

Также Счетпалата установила использование двумя инвесторами субсидий в сумме 43 млн рублей, полученных из бюджета, не на цели, определенные в соответствующих соглашениях.

"Средства в размере 42 млн рублей, которые по мнению Счетной палаты РФ являются нецелевыми, это в действительности возмещение понесенных инвестором расходов на подготовку (разработку) проектно-сметной документации, которая использовалась в процессе строительства объекта инфраструктуры, на которую была предоставлена субсидия. Необходимость данных затрат подтверждена заключением государственной экспертизы и включены в лимиты, утвержденные правительством РФ", - объяснил представитель Минвостокразвития.

А 844,4 тыс. рублей, по данным министерства, инвестор ошибочно направил на уплату налога на прибыль организаций, вместо сбора за экологический ущерб.

"Инвестор признал данную ошибку и выразил готовность вернуть в федеральный бюджет средства использованные не по целевому назначению", - сказал Д.Эминов.

В отчете палаты также говорится, что министерству необходимо усилить контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий инвесторам.

"На момент проверки не был утвержден порядок, определяющий объекты, периодичность и формы контроля за соблюдением инвесторами условий, целей и порядка предоставления субсидий. Вследствие этого отмечены риски исполнения инвесторами обязательств по вводу объектов инфраструктуры в установленные соглашениями сроки", - отмечается в сообщении.

Представитель министерства заявил, что Минвостокразвития России осуществляет контроль в соответствии с общими требованиями, установленными законодательством РФ и актами правительством РФ.

"Дополнительно к общему порядку в марте 2016 года Минвостокразвития России утвердило график проведения выездного мониторинга инвестиционных проектов и строительства объектов внешней инфраструктуры, который проводится на регулярной основе. Ежеквартально министерство информирует правительство РФ об итогах реализации одобренных инвестиционных проектах и динамики создания объектов инфраструктуры", - сказал Д.Эминов.

СП РФ считает, что при отсутствии комплексного подхода к реализации мер господдержки инвестпроектов существуют риски несоответствия этих мер потребностям регионов, нерациональности размещения объектов производственной инфраструктуры.

На 1 января 2017 года на основе утвержденной правительством "Методики" для целей господдержки были отобраны 13 инвестпроектов в ДФЛ. За 2015-2019 годы объем господдержки составит 34 млрд рублей.

"Методикой" предусмотрено несколько форм господдержки, однако пока применяется только одна - субсидии инвесторам проектов", - говорится в отчете СП РФ.

В свою очередь, представитель Минвостокразвития отмечает, что в настоящее время Минвостокразвития России реализует принятое правительством РФ решение о субсидировании затрат на создание объектов внешней инфраструктуры для инвестиционных проектов Дальнего Востока.

"По данному механизму финансирования, все риски удорожания стоимости строительства объектов инфраструктуры, затраты по его содержанию и эксплуатации возложены на инвесторов. В случае неисполнения своих обязательств инвестором, субсидия возвращается в бюджет Российской Федерации в полном объеме", - пояснил Д.Эминов.

Аудитор Юрий Росляк также отметил риски нерезультативного использования средств федерального бюджета.

"Существуют риски создания неэксплуатируемых объектов инфраструктуры после реализации инвестпроектов, например, после завершения работ на месторождениях. Проверка показала, что необходимо более тщательно планировать расходы федерального бюджета с учетом реальной потребности инвесторов в финансовых средствах. По состоянию на 31 декабря 2015 года, инвесторами были использованы 8% объема субсидий, предоставленных в 2015 году. Неисполненные Минвостокразвития России бюджетные назначения 2016 года по субсидиям составили 355 млн рублей", - говорится в отчете.

В свою очередь, представитель министерства отметил, что по решению правительства РФ средства в размере 650 млн рублей были адресно зарезервированы на инвестиционные проекты Байкальского региона.

"Средства в размере 355 млн рублей не использованные в 2016 году будут направлены на инвестиционные проекты Байкальского региона в 2017 году. Минвостокразвития России не является администратором указанных средств", - сообщил Д.Эминов.

Он отметил, что правила предоставления субсидии были приняты во второй половине 2015 года, после чего средства субсидии были представлены инвесторам в декабре 2015 года. Поэтому фактически инвесторы начали использовать субсидию в 2016 году, к осени 2016 года первый объект инфраструктуры (линия электропередачи с подстанцией в Якутия) был создан и введен в эксплуатацию.

Представитель министерства заявил, что все объекты, которые в настоящее время субсидируются (или планируются к субсидированию), в соответствии с решением правительства РФ – это проекты, которые находятся в высокой степени готовности и проработки, но которые из-за несовершенства регулирования отдельных вопросов энерготарифов, слабой обеспеченности инфраструктурой и дотационности субъектов Дальневосточного федерального округа долгое время не реализовывались, несмотря на их значимость для развития Дальнего Востока.

"Принятие правительством РФ решения о субсидировании инвесторов инвестиционных проектов на создание объектов инфраструктуры необходимой для их реализации позволило уйти от многолетнего обсуждения планов и проблем препятствующих их реализации к фактическому строительству инфраструктуры и предприятий", - подчеркнул Д.Эминов.

По итогам проверки Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационное письмо в правительство РФ, представление в Минвостокразвития и обращение в Генеральную прокуратуру.

Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания.