Южно-Сахалинск. 1 июля. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Аэропортам в целях обеспечения авиационной безопасности необходимо предоставить право на приобретение и использование оружия и спецсредств, считает начальник отдела транспортной безопасности Дальневосточного межрегионального территориального управления федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) РФ Валерий Бибик.
На заседании комитета по авиационной безопасности международной Ассоциации "Аэропорт" в Южно-Сахалинске в четверг он отметил, что администрации некоторых аэропортов Дальнего Востока из-за отсутствия финансов отказываются заключать договоры с ведомственной охраной Минтранса и вневедомственной охраной МВД. Они переводят охрану аэропортов и объектов воздушного транспорта на подразделения своих служб авиационной безопасности.
"Но согласно действующему законодательству, аэропорты гражданской авиации (службы авиационной безопасности аэропортов) не имеют права хранить и использовать оружие. Необходимо внести дополнения в Воздушный кодекс РФ, а также изменения в закон об оружии, и дать аэропортам право на приобретение, хранение использование служебного оружия и спецсредств", - заявил В.Бибик.
"Большую настороженность у нас вызывает перевозка опасных грузов на воздушных судах", - отметил он.
Так, по его данным, 12 июня 2009 года в аэропорт Владивостока лайнером "Боинг-767" компании "Трансаэро" из аэропорта Домодедово был доставлен груз, оформленный как оргтехника, однако после доставки на склад аэропорта груз самовоспламенился. 27 января 2010 года в аэропорту Благовещенска при обработке на складе грузов, прибывших рейсом авиакомпании "ВладАвиа" из аэропорта Внуково, выявлен факт провоза на воздушном судне коробки с опасными химикатами, причем коробка с ними была отправлена под видом личных вещей грузоотправителя.
"Мы направили письма в адрес руководства аэропортов Домодедово и Внуково, чтобы были проведены расследования по данным нарушениям и виновных привлекли к ответственности, но ответов так и не получили. А ведь ящик якобы с оргтехникой, который загорелся на земле, мог спокойно загореться в полете, последствия тогда были бы очень печальные", - подчеркнул представитель ФАВТ.
"Необходимо повысить качество досмотра грузов, ужесточить ответственность лиц, которые допускают такие вещи", - добавил он.
По его информации, многие аэропорты в регионах не могут позволить себе купить даже самое дешевое оборудование для досмотра пассажиров и багажа, досмотры проводятся в основном вручную с помощью металлоискателей. "Нужна целевая программа и государство должно подставить "плечо", помочь местным аэропортам", - считает В.Бибик.
Он также указал на низкую зарплату сотрудников авиационной безопасности. По его данным, в дальневосточных аэропортах она составляет в среднем 6-7 тыс. рублей в месяц, самая высокая - в аэропорту Южно-Сахалинска (15-17 тыс. рублей). На подготовку специалистов уходит 2-3 года, после чего, как правило, многие уходят на другую, более высокооплачиваемую работу.
"Вопрос в том, на чью сторону встанет такой специалист - на сторону государства или террористов, которые ему хорошо заплатят, а ведь он хорошо осведомлен, как можно обойти все наши ухищрения по обеспечению безопасности в аэропорту и на воздушных судах. Это очень большой вопрос, мы его понимаем, каждый раз о нем говорим, но пока он никак не решается", - констатировал В.Бибик.
По его данным, во многих странах мира работает международная база данных о пассажирах, она позволяет устанавливать прямой режим доступа в компьютерные системы авиакомпаний и получать сведения о пассажирах. Эти сведения прогоняются через специальную программу, которая выявляет опасных пассажиров.
"В настоящее время 4 страны - США, Канада, Австралия, Новая Зеландия - имеют соответствующее законодательство, которое предусматривает обязательный доступ к таким системам со стороны правительственных служб", - рассказал он.
По его мнению, аналогичные меры безопасности необходимо принимать и в России.