Южно-Сахалинск. 13 ноября. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Строительство мостового перехода "Сахалин-материк" оценивается в настоящее время в 450 млрд рублей, еще около 10 млрд рублей потребуется на проектирование, сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Владимир Дегтярев журналистам в среду.
"Проектирование - сделать рабочую документацию, провести исследования - по предварительным оценкам, уже стоит около 10 млрд рублей. А само строительство на сегодня оценивается в 450 млрд рублей", - сказал министр.
Он сообщил, что в понедельник в Южно-Сахалинске пройдет конференция "О создании прямого железнодорожного сообщения Япония-Россия-Евросоюз", на которую соберутся ученые из научно-исследовательских и проектных транспортных институтов Москвы, Хабаровска и Японии. Они должны обсудить перспективы проекта и выбрать наиболее предпочтительный его вариант - будет ли переход мостовым или тоннельным, и в каком месте его лучше строить.
"Президент РФ летом этого года дал поручение федеральному и областному правительствам рассмотреть вопросы по переходу "Сахалин-материк", (определить - ИФ) дальнейшие шаги по его развитию, в том числе определиться с основными моментами - насколько он нужен, как это все будет. В рамках этого поручения мы проводим конференцию, которую условно для себя называем консультативной. По ее итогам мы представим свои предложения федеральному правительству и президенту", - сказал министр.
На конференции представители института "Гипростроймост" и Московского института экономики и развития транспорта презентуют технико-экономическое обоснование (ТЭО) перехода "Сахалин-материк".
На форуме планируется обсудить несколько вопросов, которые остаются открытыми. Во-первых, где строить мост. Изначально предлагалось построить его в самой узкой части пролива Невельского, но потом появились варианты с территориями чуть севернее и южнее. "Здесь многое зависит и от того, что находится вокруг - где-то заказники, где-то особо охраняемые места", - пояснил министр.
Во-вторых, разработчики предТЭО предложили 7 вариантов перехода: несколько вариантов моста и 2 варианта тоннельного перехода. "Пять лет назад мы говорили, что предпочтительнее строить мост, так как это было дешевле и быстрее. Но технологии за это время изменились, возможно, другой вариант окажется более выгодным", - предположил министр. Известно, что переход должен быть смешанного типа: и железнодорожным, и с автотрассой.
Третий момент - окупаемость проекта. "Пока единственное, что мы можем гарантировать из грузовой базы - уголь. Наши (сахалинские - ИФ) месторождения находятся в 2 раза ближе для снабжения Приморского и Хабаровского краев, чем Якутия, откуда возят сегодня эти регионы. И не только по качеству угля, но и по ценовой политике мы сможем конкурировать. Для окупаемости объемы перевозок должны быть хотя бы от 6 млн до 9 млн тонн в год. Возможно, проект даст толчок развитию грузовой базы, появлению новых производств, так как сейчас мы все возим только через морские порты", - сказал В.Дегтярев.
Свое мнение по проекту выскажут и японские специалисты. По словам министра, Япония проявляет интерес к этому проекту, и не исключено, что она станет одним из его инвесторов, так как при условии создания еще одного транспортного перехода - между Сахалином и японским о. Хоккайдо - Япония получит выход в Европу, а Россия - международный транспортный коридор "Европа-Азия".
Министр подчеркнул, что конференция будет носить консультативный характер, так как окончательное решение по варианту и по самому проекту - быть ему или нет - примет правительство РФ. "Мы должны доложить президенту, на какой стадии находится проект, что и как дальше надо делать и какие будут выгоды", - отметил министр.
Он также добавил, что областная власть просит федеральное правительство ускорить реализацию этого проекта.
Как сообщалось ранее, мост между Сахалином и материковой частью РФ станет элементом будущей 580-километровой железной дороги, которая соединит село Селихино (Хабаровский край) и поселок Ныш (Сахалинская область).
Строительство тоннеля между Сахалином и материком задумывалось еще в 1950-х годах, но проложить его не получилось. В 2007 году вопрос о соединении берегов - с помощью моста или тоннеля - подняли вновь. Тогда подчеркивалось, что отсутствие надежного транспортного сообщения с материком препятствует развитию интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также затрудняет развитие Дальнего Востока. Проект также позволил бы использовать кадровый потенциал и строительные мощности, задействованные ранее при возведении мостовых переходов через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный в Приморье.
ОАО "Российские железные дороги" подготовило ТЭО еще несколько лет назад. Проект состоит из 4 частей. Проект мостового перехода несколько лет назад был включен в три федеральные программы: развития Дальнего Востока и Забайкалья, модернизации транспортной инфраструктуры РФ, модернизации российских железных дорог.
Стоимость строительства моста на Сахалин с материка тогда оценивалась в $4 млрд, а общий объем инвестиций в проект - порядка $13 млрд.