Владивосток. 16 октября. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - ООО "Стройгазмонтаж" (СГМ) Аркадия Ротенберга будет строить мост с материковой части России на Сахалин, сообщает в ночь на понедельник Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с планами строительства.
По данным издания, решение о заключении сделки с компанией уже принято, однако о начале строительства объявят только в 2018 году. При этом представитель СГМ заявил, что комментировать участие компании в проекте преждевременно, а пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что окончательного решения по строительству моста пока нет.
СГМ в настоящее время строит мост через Керченский пролив. Этот 19-километровый мост станет самым длинным в России и соединит полуостров с материковой частью РФ автомобильной и железной дорогой. Движение машин по мосту откроется в декабре 2018 года, поездов - 1 декабря 2019 года. Стоимость объекта составляет 227,9 млрд рублей в ценах соответствующих лет. СГМ построит также железнодорожные подходы к мосту за 16,95 млрд рублей.
Холдинг СГМ был сформирован на основе строительных активов "Газпрома" ("Ленгазспецстрой", "Волгограднефтемаш", "Спецгазремстрой", "Краснодаргазстрой, "Волгогаз"), которые были проданы концерном в 2008 году. Владельцем холдинга является Аркадий Ротенберг.
Проект транспортного перехода "Сахалин - материк" обсуждался много лет, интенсивные работы начались в 1999-2000 гг. Правительственная экспертиза результатов исследований, проведенная в 2002 году, подтвердила техническую реализуемость и социально-экономическую эффективность проекта. Проект перехода на Сахалин предусматривал сооружение новой железной дороги (приблизительно 580 км) со стороны Транссиба, совмещенного ж/д- и автомобильного моста через Татарский пролив (7,5 км), а также модернизацию ж/д сети на Сахалине (около 870 км). Стоимость оценивалась в $4,5 млрд, из которых $2 млрд необходимы на строительство новой ж/д ветки и моста, $2,5 млрд - на модернизацию железнодорожной системы на Сахалине.
Позднее по заказу министерства транспорта РФ московские институты "Гипростроймост" и "Мосгипротранс" провели исследование целесообразности реализации проекта. В предварительной версии технического задания на проектно-изыскательские работы по строительству перехода отмечалось, что объект может быть возведен в 2017-2024 гг., а стоимость работ оценивалась почти в 450 млрд руб. В числе семи вариантов транспортного перехода через пролив Невельского рассматривались строительство автомобильно-железнодорожного моста между поселками Селихин (Хабаровский край) и Ныш (Сахалин).
Профинансировать проект предлагалось на принципах государственно-частного партнерства, либо на условиях концессионных соглашений. Ожидавшийся срок окупаемости проекта - 35-40 лет. Объем грузоперевозок к 2020 г., по пессимистичным прогнозам, оценивался не менее чем в 9,3 млн тонн в год со снижением себестоимости транспортировки до 10 раз. При этом тогдашний губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин в 2013 г. отмечал, что на стадии обсуждения находится и строительство перехода Сахалин - Хоккайдо. С открытием транспортного коридора Япония-Россия-Евросоюз сроки доставки сократятся до 10-14 дней, снизится стоимость грузовых перевозок и повысится их надежность, говорил он.
В сентябре 2015 года глава РЖД Олег Белозеров заявлял, что проект, к которому до сих пор подходили "в далекой перспективе", теперь оценивается как дело "недалекого будущего".
Министр транспорта РФ Максим Соколов в сентябре 2017 года заявлял, что действующий трехлетний федеральный бюджет пока не предусматривает средств на строительство моста. Без внесения изменений в главный финансовый документ о реализации проекта можно будет говорить не ранее 2020 года.