Суд 14 августа рассмотрит иск Росморпорта о расторжении договора аренды причалов с Находкинским МТП

Владивосток. 26 июня. ИНТЕРФАКС - Арбитражный суд Приморского края назначил на 14 августа рассмотрение по существу иска ФГУП "Росморпорт" (структура Росморречфлота) о расторжении договора аренды причалов с АО "Находкинский морской торговый порт" (крупнейшая стивидорная компания в порту Находка, принадлежит Роману Абрамовичу и партнерам) за несоблюдение экологических требований по выбросам угольной пыли.

"Представитель порта просил суд привлечь к участию в деле надзорные органы, выносившие предписания в адрес компании, Росморречфлот и администрацию Приморского края. Представитель "Росморпорта" возражала по всем требованиям. Судья приняла решение рассмотреть этот вопрос уже в ходе судебного разбирательства", - сообщил корреспондент "Интерфакса", присутствовавший на заседании суда.

Суд в среду рассматривал дело в ходе предварительного судебного заседания.

Как сообщалось, "Росморпорт" решил расторгнуть договор аренды с Находкинским морпортом в связи с тем, что порт не выполнил предписания Росприроднадзора об оборудовании территории сооружениями, обеспечивающими охрану бухты Находка от загрязнения, засорения, заиления сточными водами.

В ходе предварительного заседания представитель порта заявил, что стивидор планирует выполнить работы по обустройству причалов очистными сооружениями до конца 2020 года.

"Решение суда (обязующее порт построить очистные - ИФ) вступило в силу в 2016 году. Затем мы получили в суде отсрочку до конца 2020 года. Работы уже ведутся. При этом арендодатель ("Росморпорт" - ИФ) не направлял в адрес порта предписание о строительстве очистных сооружений", - сказал представитель стивидора.

Сообщалось также, что АО направит на строительство новых очистных сооружений 1 млрд рублей, уже получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на строительство. Обязательства по строительству очистных сооружений были закреплены, в том числе, в соглашении, ранее подписанном руководством порта с министерством транспорта РФ, администрацией Приморского края, Росприроднадзором и ФГУП "Росморпорт" на площадке Петербургского международного экономического форума в мае 2018 года.

Также Находкинский городской суд обязал морпорт при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с углем проводить мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов. При этом иск "Росморпорта" в Арбитраж не содержит требований о возмещении какого-либо ущерба.

"Роспотребнадзор ссылался на превышение ПДК (предельно допустимая концентрация - ИФ) по угольной пыли, но административное производство по этому делу на данный момент прекращено ", - сказал представитель стивидора в ходе заседания.

Ранее со ссылкой на "Коммерсантъ" сообщалось, что предложения расторгнуть договоры на аренду причалов поступили во все порты находкинского узла. Позиция "Росморпорта" вызывает у источника газеты недоумение, поскольку неясно, чего регулятор хочет добиться в ситуации, когда "соглашение по экологии, подписанное в том числе "Росморпортом", полностью выполняется и перевыполняется, а количество жалоб жителей кратно сократилось". "Остановка портов Находки приведет к катастрофическим социальным и экономическим последствиям, - считает источник. - Там заняты десятки тысяч людей, налоговые отчисления - миллиарды рублей, экспорт продукции - десятки миллиардов рублей. И это не считая последствий для угледобывающих регионов". Другой собеседник газеты подчеркивал, что стивидоры вкладывают в экологические программы миллиарды рублей, а подобные действия "Росморпорта" чреваты дестабилизацией ситуации и потерей значительных доходов, в том числе доходов самого ФГУП.

Эпопея с угольной пылью в дальневосточных портах, на которую жаловались жители региона, в июне 2017 года вышла на уровень президента РФ, когда в ходе прямой линии на эту проблему ему пожаловался школьник из Находки. Последовал ряд инспекций и проверок, затем депутаты Госдумы предложили законопроект о запрете открытой перевалки угля (до сих пор не принят). В марте 2018 года первый вице-губернатор Приморского края Александр Костенко призывал "Росморпорт" использовать все средства, вплоть до расторжения договоров аренды причалов, чтобы заставить угольных стивидоров в Находке соблюдать нормы.

АО "Находкинский морской торговый порт" расположено на северо-западном побережье Японского моря, в восточной незамерзающей части залива Петра Великого, в бухте Находка. Компания имеет 15 грузовых причалов и один вспомогательный для портового флота. Возможности предприятия позволяют выгружать до 580 вагонов в сутки. Складские площади превышают 300 тыс. кв. м. Преобладающую долю в общем грузообороте составляют уголь и металлопрокат. В 2018 году стивидор увеличил перевалку грузов на 1,9% по сравнению с уровнем 2017 года - до 10,223 млн тонн. В том числе, перевалка угля в порту выросла на 24,7% - до 8,168 млн тонн.

По данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", 100% в АО "Находкинский морской торговый порт" принадлежит ООО "Сибметинвест" (Московская область, SPV-компания группы Evraz).

Служба финансово-экономической информации

business@interfax.ru

finance@interfax.ru