Танкер "Надежда", севший в 2015г на мель в акватории сахалинского Невельска, угрожает новой утечкой мазута - экологи

Южно-Сахалинск. 9 июня. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Значительный объем мазута до сих пор находится в емкостях аварийного танкера "Надежда", выброшенного в ноябре 2015 года на мель в акватории города Невельска (юго-западное побережье Сахалина - ИФ), сообщает региональная общественная организация (РОО) "Экологическая вахта Сахалина".

В ходе демонтажа судна верхние надстройки с танкера срезаны, корпус его лежит вплотную к насыпи, с большим креном в сторону моря, палуба в нижней части затоплена.

"Почти все люки на палубе открыты, через них видно, что в средней и кормовой частях судна грузовые танки затоплены. Поверхность воды в емкостях покрыта толстым слоем мазута. В частности, в открытом люке, который находится в полуметре от кромки воды, виден слой мазута толщиной минимум 30 см", - говорится в сообщении.

Экологи попытались определить, как глубоко под слоем мазута находится вода, и не смогли ее увидеть - сплошной слой мазута в люке очень толстый. В других люках в этой части палубы также виден мазут.

По данным экологов, все открытые люки танков с мазутом находятся в пределах штормового заплеска, поэтому в случае сильного волнения морская вода будет вымывать мазут, вновь загрязняя окружающую среду. Кроме того, учитывая, что грузовые танки судна повреждены и имеют сообщение с морем, вымывание мазута при шторме может происходить и напрямую через пробоины в корпусе.

Откачку нефтепродуктов из аварийного танкера Сахалинский филиал Госморспасслужбы полностью завершил еще в начале марта 2016 г., о чем были составлены соответствующие документы, подписанные рядом ведомств. Однако на тот момент температура морской воды составляла около 1 градуса, а в последние дни она повысилась до плюс 5 градусов. В танках она еще выше из-за прогрева металлического корпуса солнцем. В результате мазут, ранее загустевший от холода и осевший под водой внутри затопленных емкостей, сейчас просто всплыл на поверхность, считают экологи.

По их данным, специалисты Госморспасслужбы могут провести повторную очистку танков, но пока никто не хочет платить за откачку мазута, его вывоз и утилизацию.

Из-за отсутствия финансовых средств прекратились работы по демонтажу судна - извлечению из воды корпуса танкера, констатирует РОО. "Их должен оплачивать его судовладелец - ООО "Росторг" из Находки, но он до сих пор ни копейки не перечислил холмской компании "Сахалин металл", подрядчику работ по утилизации. Последняя за свой счет убрала все надстройки, но ликвидация лежащего в воде корпуса танкера - это намного более дорогостоящее дело, которое теперь осложняется еще и появившимся в емкостях слоем мазута. Без его полной откачки работы по резке металла невозможны", - сообщает "Эковахта Сахалина".

По ее информации, режим ЧС, который был введен в Невельске 28 ноября 2015 года распоряжением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (КЧС) Сахалинской области в связи с аварией танкера "Надежда", действует до сих пор. Тогда в ноябре председатель КЧС, заместитель председателя правительства Сахалинской области Александр Житков поручил Минфину региона при необходимости предусмотреть выделение финансовых средств из резервного фонда правительства области.

"Очевидно, такая необходимость (в выделении финансовых средств резервного фонда - ИФ) уже возникла", - считают экологи.

Как сообщалось, танкер "Надежда" стоял на рейде Невельского морского рыбного порта. Утром 28 ноября 2015 г. во время шторма прижимным ветром его выбросило на мель - на "ленту" рифов в 150 метрах от берега. Машинное отделение судна затопило, танки с топливом были пробиты. Все дизтопливо, которое оставалось на танкере, спасатели сняли (более 360 тонн), откачали и мазут. Танки засыпали сорбентом, чтобы предотвратить вымывание оставшейся фракции в море.

По предварительным подсчетам, в море могло вытечь более 65 тонн нефтепродуктов. Для их откачки к судну была проложена насыпная дамба длиной более 200 метров.

По факту случившегося расследуется ряд уголовных и административных дел.

Ранее пресс-служба областного правительства сообщала, что ущерб от крушения танкера составил около 273 млн рублей. Из-за разлива ГСМ на берегу местные жители тогда нашли более 150 перепачканных нефтепродуктами морских птиц, из них 72 нашли уже мертвыми. Компания Sakhalin Energy (оператор проекта "Сахалин-2") на своем производственном комплексе в Пригородном (юг Сахалина - ИФ) развернула реабилитационный центр, рассчитанный на спасение до 1 тыс. пернатых. Туда доставили из Невельска еще около 80 перепачканных мазутом птиц, но из них спасти удалось только 5 бакланов.

Собственник танкера "Надежда" - ООО "Росторг", эксплуатацию танкера осуществляло ООО "ДВ-Акватория" на основании договора фрахтования.