***Проекты российско-китайской программы реализуются в неравных условиях
Южно-Сахалинск. 16 мая. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и КНР развивается однобоко - с уклоном на разработку сырьевых ресурсов на Дальнем Востоке России.
Такой вывод следует из итогов заседания координационного совета по внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Межрегиональной ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье", которое прошло в среду в Южно-Сахалинске. В его работе приняли участие представители всех субъектов ДФО и Байкальского региона.
"Сотрудничество с КНР развивается однобоко, оно сориентировано на освоении ресурсов. Еще военно-техническое сотрудничество развивается. Отмечается слабая заинтересованность КНР в развитии инвестиционного сотрудничества. Все это вызывает необходимость еще раз посмотреть на содержание российско-китайской программы", - заявил на заседании заместитель генерального директора Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье" Анатолий Бурый.
Он добавил, что в текущем году произошел ряд важных событий, которые "заставляют вернуться вновь к этому вопросу". В числе этих событий он назвал создание - по решению правительств РФ и КНР - совместного инвестфонда в размере $4 млрд, в котором РФ и КНР инвестируют по $1 млрд, еще $2 млрд - инвесткомпании КНР. Фонд создан с целью реализации проектов на Дальнем Востоке и в Сибири. В соответствии с решением правительства РФ сформирован фонд развития Дальнего Востока и Забайкалья, он уже начал отбор в регионах проектов, которые планируется осуществлять при поддержке Внешэкономбанка. В 2011 году внешнеторговый оборот РФ и КНР достиг исторического максимума - $80 млрд, значительная часть его приходится на Дальний Восток и Забайкалье.
Однако, по словам А.Бурого, если внешнеторговый оборот с КНР рос динамично, то инвестиционное сотрудничество за 10 лет практически не развивалось.
Замглавы ассоциации напомнил, что программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока, Восточной Сибири РФ и северо-востока КНР на 2009-2018 годы была утверждена руководством обеих стран в 2009 году. Всего в программе с российской стороны было включено 89 проектов, из них лишь единицы попали в ФЦП развития Дальнего Востока и Забайкалье, "и те не получили необходимой господдержки".
"Если посмотреть на 110 проектов китайской стороны, то подавляющее большинство их вошло в госпрограмму реконструкции старой промышленной базы КНР. Китайская программа опирается на режим преференций, который позволил в короткие сроки буквально преобразить приграничные города этой страны. С нашей стороны ничего подобного пока не сделано. То есть, мы работаем в неравных условиях. Это те моменты, на которых надо сосредоточить внимание, в том числе, в свете создания госкорпорации развития Дальнего Востока", - считает зампред.
По его словам, из 89 проектов российской стороны 54 был присвоен статус ключевых, из них 17 реализуются, они направлены на освоение месторождений различных полезных ископаемых. Еще 27 проектов предусматривают переработку древесины, нефти, газа и других местных ресурсов, 2 проекта - строительство объектов энергетической инфраструктуры в Амурской области, 3 проекта (в Якутии, Бурятии и Хабаровском крае) - развитие туристической инфраструктуры, 5 - строительство железнодорожных и прочих объектов. Китайская сторона участвует только в 11, почти все они связаны с добычей полезных ископаемых.
"Из этого анализа ясно, что китайские компании и не заинтересованы в переработке сырьевых ресурсов на российской стороне. На прошлой неделе мы рассматривали в Институте экономических исследований вопросы развития Дальнего Востока и пришли к выводу, что, к сожалению, на своей стороне мы не смогли сформировать "дугу" предприятий, которые бы занимались переработкой наших ресурсов, оставляли добавленную стоимость на территории. Но такая "дуга" сформировалась в приграничных регионах КНР. Вся добавленная стоимость улавливается в приграничных проектах Китая", - отметил А.Бурый.
Представители регионов, участвующие в совещании, подтвердили, что проекты по созданию производств глубокой переработки ресурсов на российской стороне встречают жесткую отрицательную позицию КНР. Если китайская сторона и соглашается на участие в проектах переработки ресурсов в РФ, например, той же древесины, то только первичной обработки с последующим вывозом продукции для глубокой переработки на предприятия Китая. В то же время ряд проектов российской стороны, предложенных в российско-китайскую программу, оказался не проработанным и был на уровне "хотелок", признали участники совещания.
Они решили внести предложения в Минрегион РФ о включении наиболее важных ключевых российских инвестпроектов в формируемую госпрограмму развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года, чтобы эти проекты получили достойную господдержку.
"Уже 10 лет в Госдуме без движения находится проект закона о приграничном сотрудничестве. Причина понятна - более 50% субъектов РФ являются приграничными территориями, поэтому о каких преференция половине субъектов в правительстве и Госдуме может идти речь?! Поэтому документ прошел первое чтение и завис. Может трансформировать его в проект закона о приграничном сотрудничестве с КНР? Или принять какие-то другие меры, которые бы давали преференции нашим дальневосточным приграничным территориям", - поделился своим мнением А.Бурый.
Представители регионов отметили, что такие преференции должны быть предусмотрены федеральным законом развития Дальнего Востока и Сибири, а в реализации инвестпроектов необходимо активнее использовать механизм государственно-частного партнерства с участием фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона. "А Госкорпорация развития Дальнего Востока как раз могла бы быть той структурой, которая бы и делала "промышленный поезд" российской части с помощью китайской стороны и привлечения инвесторов", - резюмировал представитель правительства Еврейской автономной области Аркадий Уманский.