Транспортная прокуратура требует убрать аварийный танкер "Каракумнефть" из акватории Курил

Южно-Сахалинск. 7 июня. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Сахалинская транспортная прокуратура намерена вмешаться в ситуацию с аварийным танкером "Каракумнефть", который в феврале 2012 года выбросило на мель возле острова Итуруп (Средние Курилы).

"Судовладелец танкера ООО "НИКО" не выполнило предписание администрации морских портов Сахалина и Минтранспорта региона - до 1 июня 2012 года предоставить план мероприятий по подъему и утилизации аварийного танкера. Это требование было заявлено судовладельцу еще в начале марта 2012 года. Поэтому мы намерены вмешаться в эту ситуацию и провести дополнительную проверку", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" Сахалинский транспортный прокурор Егор Корчак.

По его словам, прокуратура намерена установить компанию-страхователя танкера и уточнить отношения этой компании с судовладельцем по данной ситуации. "Мы запросим мнение страхователя по ситуации с танкером", - сказал прокурор.

В дальнейшем, если ситуация с утилизацией танкера не разрешится, прокуратура обратится в суд. "Если выяснится, что ООО "НИКО" отказалось от прав собственности на застрахованный танкер, то иск будет заявлен к страховой компании по месту ее нахождения. Если нет, то иск будет заявлен в суд по месту нахождения судовладельца. В любом случае, мы заставим убрать танкер из акватории портпункта Курильска", - заверил прокурор.

В начале февраля 2012 года танкер "Каракумнефть" доставил топливо для электростанции города Курильска. В портпункте он стоял на разгрузке. Во время начавшегося шторма танкер 15 февраля направился в море, чтобы там переждать непогоду. При выходе из акватории портпункта судно село на мель примерно в 80 метрах от берега. 20 человек экипажа с аварийного танкера были сняты утром 16 февраля и доставлены на берег. В танках перевозчика находилось около 1 тыс. 275 тонн топлива. 20 февраля утром к месту происшествия прибыло спасательное судно "Атлас" с оборудованием для ликвидации разлива нефти. Работы по ликвидации ЧС с танкером завершились в конце февраля. Из танков судна откачано более 600 тонн (или 630 кубометров) топлива с морской водой, попавшей в танки через пробоины в днище (танкер получил 11 пробоин). Это половина из того, что было в танках судна до аварии. Попала ли остальная часть топлива в море и сколько нефтепродуктов на самом деле находилось на танкере - неизвестно.

По факту происшествия следственное управление на транспорте СКР возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ ("нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности причинение крупного ущерба"), предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Сразу после аварии первичный осмотр 10 км береговой полосы выявил наличие маслянистой пленки на поверхности воды и устойчивый запах солярки в воздухе. Через две недели спецкомиссия обнаружила признаки загрязнения нефтепродуктами морской акватории и устьевых зон нерестовых рек Курилка и Подошевка, а также выбросы погибших рыб, моллюсков и других объектов подводного мира.

По информации Сахалино-Курильского терруправления Росрыболовства, угроза утечки топлива на аварийном танкере сохраняется: при обследовании танков судна 4 мая 2012 года в них обнаружено значительное количество остатков дизельного топлива.

Кроме того, аварийный танкер ограничивает постановку судов к причалу портпункта Курильска и ставит под угрозу срыва строительство глубоководного причала в этом портпункте, которое началось в конце мая 2012 года в рамках ФЦП "Курилы", в связи с чем администрация морских портов Сахалина и Минтранспорта региона потребовали от ООО "НИКО" убрать танкер из акватории.