Ученые доказали, что киты, приходящие на нагул к Сахалину, не являются реликтовыми

Южно-Сахалинск. 28 мая. ИНТЕРФАК -ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Охотско-корейская популяция серых китов, которая приходит весной на нагул к берегам Сахалина, не является изолированной и исчезающей популяцией морских гигантов.

К такому заключению пришли российские и американские ученые, проводящие совместно исследования данной популяции китов, сообщается на сайте Кроноцкого природного биосферного заповедника.

С сентября 2010 года сотрудники Института проблем экологии и эволюции РАН, Орегонского государственного университета (США) и Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника проводят данные исследования в рамках программы мечения спутниковыми передатчиками китов охотско-корейской популяции серых китов.

Проведенные исследования позволили ученым установить, что киты, приходящие весной к Сахалину на нагул, относятся к довольно многочисленной чукотско-калифорнийской популяции серых китов. "Три помеченных спутниковыми передатчиками серых кита подтвердили гипотезу об отсутствии изоляции между восточной и западной популяциями и начале процесса восстановления исторического ареала этого вида у побережья о. Сахалин", - говорится в сообщении.

За данный период спутниковыми передатчиками пометили у берегов Сахалина 7 китов, 4 метки за короткое время перестали работать. Три кита по кличке "Флэкс", "Агент" и "Варвара" в ноябре покинули Сахалин, за пять дней пересекли Охотское море, обогнули Камчатку, пересекли Берингово море севернее Алеутских островов. Здесь они вошли в пределы миграционного пути чукотско-калифорнийской или восточной популяции серых китов и через пролив между Алеутскими островами проникли в залив Аляска. Но там от двоих китов по кличке "Флэкс" и "Агент" сигналы перестали поступать.

Ученым оставалось следить теперь только за китом по кличке "Варвара" (это - самка в возрасте 8,5 лет). В начале января 2012 года, согласно данным передатчика, Варвара миновала залив Аляска. Ученые Орегонского госуниверситета обнаружили и сфотографировали Варвару в компании с шестью китами у побережья штата Орегон (США). По внешним признакам её здоровье было нормальным, метка хорошо закреплена. Далее Варвара достигла юга полуострова Калифорния, пройдя рекордную для млекопитающих дистанцию - почти 11 тыс. км и развернулась на север.

В период с 25 января по 24 февраля 2012 года она ненадолго посещала основные лагуны в акваториях Мексики, где размножаются серые киты восточной популяции. В начале марта Варвара начала движение к Сахалину - к местам летнего нагула. В апреле она вошла в Берингово море и за две недели, перемещаясь вдоль кромки льда, достигла восточного побережья Камчатки. Обогнула Камчатский полуостров, пересекла Охотское море и 15 мая достигла северной оконечности восточного побережья Сахалина. В настоящее время она находится в местах летнего нагула в районе залива Пильтун (северо-восточное побережье Сахалина - ИФ).

"Таким образом, период миграции этой самки от мест нагула к местам размножения и обратно составил около 5,5 месяцев. Две недели она провела непосредственно в местах размножения. Передвигалась она по миграционному пути со средней скоростью 6,5-11 км/час, в местах нагула и размножения - 4,5-6,5 км/час", - отмечается на сайте заповедника.

Летом этого года ученые намерены пометить возле берегов Сахалина спутниковыми передатчиками еще нескольких серых китов.

Серый кит занесен в Красную книгу Российской Федерации. Oхотско-корейскую (западную) популяцию к середине XX века считали полностью истребленной (в результате китобойного промысла), однако в 1983 году обнаружено 20 особей у берегов о. Сахалина. Эта популяция была занесена в Красный список Международного союза охраны природы (МСОП, IUCN) со статусом "находящаяся под угрозой исчезновения" (Critically Endangered). Сложилось устойчивое мнение, что это изолированная реликтовая популяция серых китов. Современная численность по разным оценкам составляет 125 - 150 особей, именно столько китов ежегодно приходит на нагул к берегам Сахалина.

Ранее ученые предполагали, что эти киты кормятся в летний период у побережья Сахалина, а зимой размножаются исключительно южнее Кореи и Японии.