ВЭБ согласился на погашение долга "Сахалин Лизинг Флота" за суда-стеркодеры в течение 15 лет

Южно-Сахалинск. 5 июня. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Внешэкономбанк (ВЭБ) согласен на погашение долга сахалинского рыбопромышленного ЗАО "Сахалин Лизинг Флот" за суда-стеркодеры в течение 15 лет, сообщил "Интерфаксу" гендиректор ЗАО Адриан Герман.

По его словам, банк 28 мая прислал компании соответствующие договоры для изучения и подписания.

Ранее эта компания отказалась заключать договор с ВЭБом на погашение долга в течение 5 лет, требуя продлить этот срок до 20 лет.

"Из 9 стеркодеров только 5 судов обеспечены квотами на минтай, остальные 4 судна остаются без квот, поэтому мы просили банк дать нам рассрочку по платежам на 20 лет. Но в ВЭБ решили, что 15 лет нам хватит. Примем эти условия, подпишем договоры, все-таки 15 лет это не 5 лет, что раньше предлагал нам банк", - сказал А.Герман.

Он также сообщил, что при подписании этих договоров первый стеркодер "Мыс Крузенштерна" к концу июня 2012 года сможет после оформления всех необходимых документов под российским флагом выйти из китайского порта на промысел минтая в районе Курильских островов.

По его данным, компании до 31 декабря 2012 года, согласно представленным ВЭБом договорам, предстоит выплатить банку около $14 млн. На приколе 9 стеркодеров стоят в порту КНР с 2004 года, затраты по ним за простой (стоянка судов, их обслуживание, зарплата персоналу) за этот период (с 2004 по 2011 год) "Сахалин Лизинг Флот" понесло в размере почти $40 млн. "Будем брать кредиты, искать выходы", - добавил гендиректор.

По его словам, 4 стеркодера, не обеспеченные квотами, ЗАО "Сахалин Лизинг Флот" в данной ситуации было бы лучше продать и таким образом вернуть полностью долг банку по ним. В противном случае суда могут простоять на приколе все последующие 15 лет. "Спрос на рынке на такие суда есть, продать вполне реально. Мы предложили это ВЭБу, но банк требует сначала полностью погасить долги за эти суда, а потом продавать их. Для этого нам надо изыскать $120 млн - наши обязательства перед ВЭБом по 4 судам", - сказал А.Герман, добавив, что компания предлагает банку все-таки продать эти суда, причем на торги их выставить может и сам банк.

Между тем, как сообщил председатель правления ассоциации "Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области" Сергей Сенько, ВЭБ пока не переоформил договоры с другими сахалинскими рыбопромышленными компаниями на продление срока реструктуризации долга за суда-стеркодеры с 5 до 15 лет.

"Идет вялотекущий процесс. Банк до сих пор готовит документы по 6 судам-стеркодерам. Когда эти документы будут готовы и отправлены нам, банк не говорит", - сообщил С.Сенько.

"Правительство РФ поменялось, к кому обращаться с этим вопросом, мы не знаем. До конца года остается 6 месяцев, надеемся, что за этот срок документы будут готовы и подписаны", - отметил он. В противном случае, по его словам, у рыбопромышленных предприятий Сахалин могут возникнуть проблемы с погашением долга.

Как сообщалось ранее, суда проекта ФВС-419 (стеркодер) были построены по заказу четырех сахалинских компаний в Германии в 1993-1995 годах под гарантии правительства РФ. Кредиты сроком на 10 лет на постройку 27 судов (около $400 млн) - 15 судов для Сахалина и 12 "ярусоловов" для Камчатки - предоставил германский банк KfW. По его условиям, до окончания погашения кредитов суда зарегистрировали на кипрскую компанию Bering Trawler Ltd., 100%-ным собственником которой является российская ассоциация "Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области".

Заемщики не выполнили свои обязательства по кредитам из-за недостаточного обеспечения квотами на вылов минтая правительством РФ, и KfW обратился с соответствующим требованием к Российской Федерации как к гаранту. Правительство РФ, в свою очередь, в 2001 году приняло решение выкупить долг рыболовецких компаний. Агентом правительства РФ и Минфина России в этой сделке выступил ВЭБ.

Общая сумма задолженности сахалинских компаний за стеркодеры теперь уже перед Внешэкономбанком составляет $389 млн. Из них $133 млн - штрафные проценты, начисленные ВЭБ за невыполнение условий по кредитам - по решению правительства РФ будут списаны, остальные $256 млн сахалинским компаниям предстоит выплатить.

С введением в действие поправок в федеральный закон "О рыболовстве" в 2009 году суда-стеркодеры, владельцем которых являлась кипрская компания, оказались лишены прав на промысел минтая в российских водах. Эти изменения заставили должников и фрахтователей озаботиться вопросом урегулирования имеющейся задолженности перед федеральным бюджетом. Затраты рыбопромышленных компаний Сахалина только от простоя одного такого судна в иностранных портах составили $750 тыс. в год, не считая потерь от невыхода на промысел минтая, для которого и строились эти суда.

В конце 2010 года ВЭБ оформил разрешение залогодержателя на переход судов от кипрских офшорных компаний к российским собственникам, чтобы позволить рыбопромысловым судам выйти на промысел и снять нараставшую социальную напряженность на Сахалине и Камчатке. Но при этом ВЭБ установил 5-летний срок погашения реструктуризированного долга сахалинскими судовладельцами, с этим согласились 4 сахалинские компании - "Водолей", "Фирма Посейдон", "Поронай" и "Сахалинрыбаксоюз". Они в конце прошлого года заключили договор с ВЭБом и начали гасить долг.

ЗАО "Сахалин Лизинг Флот" с этим договором не согласилось, поэтому суда этой компании остались на приколе в порту КНР. В 2011 году с просьбой продлить срок реструктуризации долга до 15 лет к правительству РФ обратились другие вышеназванные рыбопромышленные компании и правительство Сахалинской области. В конце сентября 2011 года такое соглашение с ВЭБ было достигнуто, но договора на продление срока реструктуризации долга банк до сих пор не предоставил сахалинским компаниям.

Стеркодеры, построенные в 1994 году, - самые современные суда для Сахалина. Они строились для промысла минтая в Охотском и Беринговом морях. Эти суда предназначены для выпуска законченной продукции - филе минтая. Стеркодеры являются одними из самых эффективных среди среднетоннажных промысловых судов. В год такое судно может добыть и переработать около 20 тыс. тонн рыбы, производя до 30-40 категорий филе минтая, рыбную муку и мороженую икру минтая для Японии.