Якутск. 20 июня. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Якутия претендует на создание опорной зоны в арктической зоне республики, сообщается на сайте главы региона Егора Борисова в понедельник.
С идеей создания Северо-Якутской опорной зоны развития Арктики Е.Борисов выступил на конференции по экономическому развитию Арктики на XX Петербургском международном экономическом форуме.
Панельная сессия была ориентирована на поиск новых идей и решений в сфере эффективного управления арктическими территориями, использования их потенциала для привлечения инвестиций.
Дискуссия была проведена в рамках предстоящей корректировки программы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ", где основным подходом к развитию Арктики должно стать создание опорных зон.
По мнению главы республики, Якутия является самой удобной стартовой площадкой для этого. Регион богат минерально-сырьевыми ресурсами - от углеводородов до твердых полезных ископаемых. Вместе с тем, освоение этих месторождений следует вести грамотно и последовательно, с учетом уникальных особенностей Арктической зоны.
"Когда мы говорим о Якутии, об Арктике, то должны понимать, что это, прежде всего, огромный энергоресурсный резерв. Четверть мировых запасов нефти и газа находится здесь. Это основа энергетической безопасности России на многие годы вперед", - отметил лидер Якутии в своем выступлении.
По словам Е.Борисова, в Арктической зоне республики располагаются шельфовые месторождения нефти и газа, месторождения в береговой части Северного Ледовитого океана, залежи углей высокого качества в Булунском районе с запасами в несколько миллиардов тонн, и золоторудные месторождения, включая Кючус в Верхоянском районе, сопоставимый по запасам со знаменитым Нежданинским месторождением.
Также планируется восстановление Депутатского ГОК и уже начинается освоение Томторского месторождения редкоземельных металлов.
Кроме того, глава республики сообщил о планах доведения железной дороги Беркакит - Томмот - Нижний Бестях до полной эксплуатации, возобновления Тиксинского морского порта с переработкой до 300 тыс. тонн грузов ежегодно, модернизации Жатайского судостроительного завода по реновации флота класса "река - море" и запуска кратчайшего меридионального транспортного коридора с северо-запада Китая в Западную Европу через Сковородино, Якутию и Севморпуть.
"Прибавьте к этому уникальное сельское хозяйство, мощное научное сопровождение с проведением крупнейшей экспедиции РАН для изучения потенциала республики. Все это в совокупности и создаст конструкцию, которую концептуально мы пока называем Северо-Якутской опорной зоной развития в Арктике", - добавил он.
Е.Борисов поддерживает саму идею внедрения таких инструментов как опорные зоны, территории опережающего развития, свободные порты. В то же время он предлагает не сбрасывать со счетов развитие аграрного сектора, традиционных народных промыслов, производство строительных материалов, арктический туризм.
Но при этом, как он напомнил, на севере существует множество объективных сложностей, в том числе экстремальные природно-климатические условия, очаговый характер хозяйственного освоения, низкая плотность населения и "северный завоз". Но глава Якутии считает, что эти препятствия преодолимы.
"Они (препятствия - ИФ) не должны помешать использовать ключевое преимущество российской Арктики - недровые богатства", - сказал он.