Interfax-Russia.ru – Недалеко от поселка Углегорск в Амурской области продолжается строительство объектов космодрома "Восточный".
Над возведением стартового комплекса (командного пункта и стартовой площадки) трудятся сотни рабочих. Подходит к завершению строительство автомобильных дорог и участка железной дороги. Строится система внешнего энергоснабжения. Непосредственно для строительства космодрома возведены склады, бетонные заводы и вахтовые городки.
По словам начальника генподрядной организации по строительству космодрома ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" Юрия Хризмана, пик сдачи объектов на космодроме придется на 2014 год.
"Я говорю о строительно-монтажных работах, далее уже специалисты займутся монтажом оборудования, пуско-наладочными, сварочными работами. В целом я оцениваю состояние дел на космодроме на сегодняшний день на "хорошо". Лет 15 назад я бы сказал – "очень хорошо". Но понятно, что сейчас другое время, другие требования… К весне мы сделали главное: что называется, "вылезли из земли" - разобрались с фундаментами, дорогами. Теперь мы можем нормально работать на поверхности, не боясь дождей, слякоти", - сказал Ю. Хризман в ходе рабочей поездки по строящимся объектам космодрома.
При этом Ю. Хризман отметил, что дальневосточные предприятия пока не способны полностью обеспечить материалами стройку на космодроме.
"Более 70% необходимых материалов подрядчики вынуждены заказывать в западных регионах страны, так как предприятия Дальнего Востока их либо не производят, либо их продукция не отвечает техническим требованиям. Кроме того, при реализации проекта сказывается транспортная составляющая цен на материалы", - сказал Ю. Хризман.
"Я по отдельным материалам скажу, цемент наш дальневосточный, песок, щебень местный. Арматуру стараемся получать на 80% из Комсомольска-на-Амуре. Но металлоконструкции заказать на Дальнем Востоке сложно, так как привезти из средней полосы дешевле, чем изготовить здесь. В Амурской области закупаем краны мостовые, здесь же изготавливают для космодрома металлические склады. Сэндвич-панели везем из Новосибирска", - рассказал руководитель "Дальспецстроя".
По оценке генподрядчика, в проекте космодрома "Восточный" слабо учтена транспортная составляющая цен на материалы.
"Грубо говоря, стоит в проекте цена товара рубль, а мы видим, что это обойдется в три рубля. Спрашиваем, почему рубль, ну в Петербурге такая цена, но ведь его же еще везти нужно. Транспортную составляющую вообще не учли. И таких моментов немало", - подчеркнул Ю. Хризман.
В свою очередь, специалисты "Дальспецстроя" во время осмотра объектов космодрома отметили, что, несмотря на все трудности, монтаж многих зданий, сооружений, сетей и коммуникаций космодрома "Восточный" завершится в 2013 году.
"По стартовому комплексу под прием и монтаж оборудования к концу года будет сдано шесть зданий и сооружений. Это сам стартовый стол, блок сжатых газов, командный пункт, служебное здание, убежище и ряд резервуаров", - сказал заместитель начальника ФГУП "Дальспецстрой" по строительству объектов специального назначения Павел Буяновский.
По его словам, в 2013 году также будут сданы несколько объектов технического комплекса.
"Под типовой контур будут сданы здание монтажно-испытательного корпуса ракеты-носителя, монтажно-испытательный корпус космических аппаратов, трансбордерная галерея, комплекс котельной и склад блоков", - отметил П. Буяновский.
Кроме этого до шестого этажа построено основное административное здание промышленной строительно-эксплуатационной базы.
Начальник группы реализации проектов ФГУП "Дальспецстрой" Антон Джулай сообщил журналистам, что первые 15 километров железной дороги уже летом соединят Транссиб и космодром.
"По этому участку будут возить стройматериалы, что гораздо дешевле. А когда Восточный заработает в полную силу, по ветке поедут ракеты", - отметил А. Джулай
Сейчас на строительстве космодрома в целом участвует около 4,7 тыс. человек, но одновременно работают примерно 3,7 тыс. рабочих и специалистов. В работах также задействовано более 1 тыс. единиц строительно-дорожной техники: грузовых автомобилей, экскаваторов, бульдозеров, грейдеров. Кроме этого используется более сотни подвижных агрегатов.
К концу 2013 года число рабочих на космодроме удвоится. Летом планируется приезд четырех студенческих отрядов из Хабаровска, Владивостока и Москвы. Всего ожидаются около 300 студентов. В 2012 году на стройке космической гавани трудились 70 студентов. Заработная плата ребят составляла от 25 тыс. рублей ежемесячно. Это был положительный опыт, поэтому в 2013 году власти Амурской области планируют привлечь ещё больше студентов к строительным работам на "Восточном".
По планам в конце 2013 года должен быть развернут полный фронт работ, в том числе строительство жилого квартала и объектов здравоохранения.