Interfax-Russia.ru - В торгово-экономической зоне Расон в КНДР прошла торжественная церемония в честь завершения реконструкции участка железной дороги от станции Хасан на юге Приморского края до северокорейского города Раджин.
Площадку для проведения митинга подготовили на территории порта Раджин. Он принадлежит городу Расон, который является городом прямого подчинения правительству КНДР. На территории города Расон действует особая экономическая зона.
За несколько часов до начала церемонии к месту ее проведения из окрестных деревень по дороге стройными рядами потянулись вереницы женщин в национальных костюмах. Сотни участниц вместе с военными выстроились напротив деревянной трибуны, где ожидались выступления высокопоставленных гостей.
Как объяснила сопровождавшая журналистов представитель северокорейского МИД, женщины нарядились в этот день в национальные костюмы, так как считают завершение реконструкции участка железной дороги праздником. Она добавила, что их мужья сейчас находятся на работе, поэтому не смогли принять участие в церемонии.
Во время ожидания собравшихся военных, местных жителей и журналистов из России, Европы и Азии развлекали северокорейский духовой женский оркестр из Пхеньяна и оркестр РЖД из Владивостока.
Участниками церемонии стал президент "РЖД" Владимир Якунин, министр железнодорожного транспорта КНДР Чон Ги Льсу, посол России в КНДР Александр Тимонин, главы дипломатических миссий в Пхеньяне, представители местных администраций обеих сторон.
Все выступающие отметили важность российско-корейского проекта "Хасан-Раджин" для сотрудничества между странами.
"Проведенная Россией и КНДР работа направлена на воссоединение Транскорейской железной дороги и призвана способствовать улучшению межкорейских отношений, укреплению мира и безопасности на Корейском полуострове", - заявил, выступая на церемонии, посол России в КНДР Александр Тимонин.
Он также добавил, что нормализация межкорейских связей и урегулирование ядерной проблемы Корейского полуострова "откроют еще бол
ее широкие перспективы для полномасштабного сотрудничества в Северо-Восточной Азии с участием КНДР".
В свою очередь президент РЖД В.Якунин подчеркнул, что проектом уже заинтересовались представители европейских стран, так как восстановление сообщения на транскорейской магистрали позволит установить самый короткий транспортный маршрут в Европу и обратно.
Он поздравил всех работавших над проектом, подчеркнув, что "это была непростая задача". Глава РЖД также сообщил, что в рамках проекта будет работать диспетчерский центр с северокорейскими сотрудниками. Российская сторона проведет обучение специалистов.
"Мы, железнодорожники, настроены на сотрудничество, мы работаем на мир", - отметил он.
Представители властей КНДР заявили о готовности КНДР поддерживать иностранных инвесторов в особой экономической зоне в городе Расон.
"Мы и в будущем будем оказывать активное содействие совместному предприятию "РасонКонТранс" (совместное предприятие ОАО "РЖД" и порта Раджин) и всем иностранным предпринимателям, желающим работать в городе Расон, и будем предоставлять им преференции разного вида", - отметил он.
В свою очередь вице-губернатор Приморского края Сергей Сидоров, выступая на церемонии, отметил, что реконструированный транспортный узел позволит поддерживать отношения между Приморьем и КНДР.
"Это большой геополитический и экономический шаг", - сказал он.
Железнодорожная ветка Хасан-Раджин соединяет российскую железнодорожную сеть с морским портом Раджин. Предполагается также, что в дальнейшем этот участок станет пилотным в развитии транскорейской магистрали (железная дорога, проходящая через Северную и Южную Корею).
В рамках проекта реконструирован 54-километровый отрезок железнодорожного пути с совмещенной колеей (1520 мм и 1435 мм), проведена реконструкция трех тоннелей, ремонт пограничного железнодорожного моста, строительство грузового терминала в порту Раджин, мощностью 4 млн тонн грузов в год.
Проект реализован в соответствии с договоренностями, достигнутыми президентом России Владимиром Путиным и лидером КНДР Ким Чен Иром в 2000 году. Соглашение о реализации проекта РЖД и министерство железных дорог КНДР подписали в 2008 г. Впоследствии стороны создали совместное предприятие "Расонконтранс" (РКТ), 70% уставного капитала которого получила российская сторона.
В рамках проекта общей стоимостью 8,3 млрд рублей предполагается также строительство угольного и контейнерного терминалов. Мощности новой железнодорожной инфраструктуры рассчитаны под перевозку 4 млн тонн грузов в год. Как заявил президент "РЖД" Владимир Якунин, на такую мощность ж/д участок может выйти предположительно за два года. Предполагается, что по этой ветке пойдет уголь из России на экспорт.
Фото Инги Денеж