Дальний Восток / Репортажи 5 октября 2011 г. 09:16

Около 5 млрд рублей планируется направить на программу занятости населения в Якутии до 2017г

Около 5 млрд рублей планируется направить на программу занятости населения в Якутии до 2017г

Якутск. 5 октября. ИНТЕРФАКС-ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Финансирование программы "Развитие занятости населения на 2012-2016 годы" в Якутии составит 4,9 млрд рублей по интенсивному варианту развития, и 4,4 млрд рублей по базовому, сообщил руководитель департамента занятости населения республики Александр Дружинин.

"По интенсивному варианту финансирование программы (развития занятости населения Якутии - ИФ) из республиканского бюджета за пять лет достигнет 2,15 млрд рублей, по базовому - 2 млрд рублей. Средства федерального бюджета составят соответственно 2,7 млрд и 2,35 млрд рублей. Плюс в обоих вариантах предусмотрено одинаковое привлечение средств из внебюджетных источников, это порядка 54 млн рублей", - сказал А.Дружинин на пресс-конференции в якутском пресс-центре агентства "Интерфакс - Дальний Восток" в среду.

Он уточнил, что программа состоит из двух подпрограмм, которые определяют основные задачи политики занятости населения в республике - содействие трудоустройству, и социальная поддержка безработных.

А.Дружинин отметил, что расчетная эффективность программы - снижение уровня общей безработицы в Якутии до 2017 года примерно на полпроцента, а количество ежегодно трудоустроенных граждан по расчетам вырастет в полтора раза.

Так, по состоянию на 1 октября 2011 года, уровень общей безработицы в Якутии составляет 8,2%. К 2017 году планируется получить уровень общей безработицы 7,6% по интенсивному варианту программы или 7,7% - по базовому. Трудоустраивать планируется 16,5 тыс. человек ежегодно по интенсивному варианту программы или 15 тыс. - по базовому, при том, что сейчас ежегодно трудоустраивается через органы занятости порядка 10 тыс. человек, отметил А.Дружинин.

При этом руководитель департамента занятости сообщил, что в 2011 году в Якутии финансирование программ занятости составило более 500 млн рублей.

"Финансирование пассивной политики занятости населения - это пособия по безработице, стипендии для учащихся, единоразовая помощь - в 2011 году составляет порядка 380 млн рублей, плюс по линии активной политики - развитие предпринимательства, самозанятости и т.д. - финансирование составляет порядка 124 млн рублей из федерального бюджета и около 7 млн рублей из республиканского", - сказал А.Дружинин.

Эффективность поддержки начинающих предпринимателей в Якутии по линии органов занятости почти стопроцентная

Руководитель департамента занятости населения Якутии Александр Дружинин заявил, что эффективность поддержки развития предпринимательства по линии органов занятости совместно с министерством предпринимательства достигает в Якутии 95%.

"В текущем году в республике 397 предпринимателей по нашей линии создали свой бизнес и успешно работают, при этом они создали 914 рабочих мест. Всего за предыдущие 2009 и 2010 годы было создано по линии самозанятости около 2600 рабочих мест и около 95% предпринимателей успешно продолжают работать", - сообщил А.Дружинин на пресс-конференции в якутском пресс-центре агентства "Интерфакс - Дальний Восток" в среду.

Он также уточнил, что субсидия начинающему предпринимателю в Якутии составляет порядка 65 тыс. рублей, но после получения субсидии начинающим предпринимателем к работе с ним также подключается министерство предпринимательства республики, которое оказывает помощь микрокредитованием и другими инструментами - размер такой помощи может доходить до 200 тыс. рублей.

В свою очередь департамент занятости в течение года отслеживает своих "бизнесменов", и если они продолжают работать, то их субсидия от департамента занятости становится безвозмездной.

"Есть, конечно, случаи, когда получатели субсидии свой бизнес-проект не реализуют, просто проедают полученные деньги, но это мизерное количество. Порядка 95% успешно работают", - заявил А.Дружинин.

Он также посетовал на то, что в Якутии еще не достаточно развита практика коллективного привлечения субсидий на открытие своего бизнеса, что повысило бы эффективность субсидирования.

"Люди предпочитают разрабатывать бизнес-проект и брать субсидию только на себя одного. Тогда объединившись, скажем, вдесятером, начинающие предприниматели могли бы и субсидию получить на десятерых - в десять раз больше, а это уже достаточно солидный начальный капитал, который значительно расширяет возможности для начала бизнеса, вложения первоначальных средств", - отметил А.Дружинин.

Безработица в Якутии вернулась к докризисным уровням

Общая безработица в Якутии, по данным на 1 октября, составляет 8,2%, что соответствует докризисным уровням, сообщил руководитель департамента занятости населения Якутии Александр Дружинин.

"Пик общей безработицы в Якутии пришелся на 2008 год - 9%, к 2010 году он снизился до 8,8%, и по состоянию на 1 октября мы имеем по республике 8,2% общей безработицы, что соответствует докризисным показателям", - сказал А.Дружинин.

По его словам, на 2009 год пришелся пик количества обращений в центры занятости Якутии на получение субсидий, пособий и за помощью в трудоустройстве - 92 тыс. обращений, в 2010 году их уже было 67 тыс. В этом году количество обращений также достигло докризисных уровней - порядка 50-55 тыс.

А.Дружинин отметил, что в четыре раза по сравнению с 2009 годом снизился коэффициент напряженности на рынке труда в Якутии - показатель, отражающий количество претендентов на одну свободную вакансию.

"Если в 2008 году коэффициент напряженности на рынке труда составлял в республике 2,4, то в 2009 году он был уже 4. А в текущем году - 0,9, то есть вакансий стало даже немного больше, чем претендентов", - сообщил руководитель департамента.

А.Дружинин подчеркнул, что снижение напряженности на рынке труда произошло в столь короткие сроки благодаря своевременно принятым мерам как со стороны правительства РФ, так и по линии республиканского правительства. Однако он отметил, что в Якутии рынок труда перенес кризис сложнее, чем это было во многих других регионах, показатели безработицы оказались выше, чем в среднем по России.

Также А.Дружинин отметил, что все больше увеличивается разрыв в положении на рынке труда между селом и городом.

"Не буду брать северные арктические улусы, там ситуация вообще напряженная. Но даже в близлежащем к Якутску Намском районе уровень общей безработицы составляет 19%, тогда как в самом Якутске, несмотря на его быстрый рост и постоянный приток населения - 5,8%", - сказал он.

Глава департамента сообщил, что перед органами занятости встает еще одна проблема - сокращение экономически активной части населения. В Якутии с населением около 1 млн человек численность экономически активного населения в 2008 году составляла 502,7 тыс. человек, в 2009 году - 500 тыс., в 2010 году - 490 тыс., в 2011 году - 488 тыс. человек.

"Если говорить о грядущих проблемах в сфере занятости населения в республике, то возможна стагнация или даже ухудшение демографической ситуации. Несмотря на общую положительную демографию в республике, с точки зрения экономики идет убыль - население стареет", - заявил А.Дружинин.

Предприятия Якутии подали заявок на привлечение иностранной рабочей силы в восемь раз больше, чем предусмотрено квотой

Предприятия Якутии подали заявки на привлечение иностранной рабочей силы (ИРС) на 2012 год на 47 тыс. человек, тогда как квотой для республики предусмотрено только 5,7 тыс. человек, сообщил руководитель Департамента занятости населения Якутии Н.Дружинин.

"Квота на привлечение ИРС в Якутии на 2012 год сокращена примерно в пять раз, в том числе с учетом требований главы республики. Но это не должно вызвать проблем с нехваткой рабочей силы в системообразующих отраслях Якутии", - отметил А.Дружинин.

Он уточнил, что алмазодобывающая, нефтегазовая и угледобывающая отрасли в Якутии и так обходились без привлечения ИРС. Тем более, рабочие из Белоруссии и Украины, которые нередко работают на горнодобывающих предприятиях Якутии, по существующим положениям не считаются ИРС.

"Быть может, определенный недостаток рабочих рук могут ощутить строители – в этой сфере традиционно работает довольно много граждан Армении, Таджикистана, Киргизии, но не думаю, что это так сильно скажется. Стройки не встанут, рабочие места все равно будут заполнены", - подчеркнул А.Дружинин.

Он также отметил, что в заявках на привлечение ИРС фигурируют, как правило, рабочие специальности, и заявки делаются как раз на граждан ближнего зарубежья, тогда как из дальнего зарубежья работодатель может привлекать только высококлассных специалистов, причем согласно закону, платить такому специалисту работодатель обязан не менее 2 млн рублей в год.

В то же время, по словам А.Дружинина, сокращение квоты в пять раз не означает, что в Якутии станет в пять раз меньше иностранцев. По его словам, достаточно много иностранцев из ближнего зарубежья, приезжающих по квотам, со временем получают российское гражданство. Кроме того, в российском законодательстве появилось новшество - выдача патентов на работу для иностранцев.

"С начала года иностранцами приобретено уже более 8 тыс. патентов на работу в Якутии, это уже больше всяких установленных квот. Причем патент приобретается вне всяких квот, так что значительного сокращения присутствия иностранцев на рынке труда в Якутии может и не произойти", - сказал А.Дружинин.

При этом он уточнил, что по патенту иностранец должен работать сам, организовывать самостоятельный бизнес, а не наниматься к работодателю, так что патент не может быть лазейкой для дешевой наемной рабочей силы из ближнего зарубежья, желающей устроиться на низкоквалифицированные рабочие должности в Якутии - в те же строительные бригады.