Москва. 6 сентября. ИНТЕРФАКС - Российский посол в Индонезии Александр Иванов отметил широкий потенциал для инвестиций "Норильского никеля" (РТС: GMKN), "РусАла" и АО "РЖД" (РТС: RZHD) в эту страну в ближайшие годы. При этом он вспомнил о проекте строительства алюминиевой компанией в Индонезии боксито-глиноземного комплекса, от которого "РусАл" отказался в ходе кризиса и по причине грядущего запрета индонезийских властей на экспорт бокситов.
РЖД, "Норникель" и "РусАл" пока находятся в начальной стадии планирования своих проектов в Индонезии, а сами проекты пока не получили одобрения индонезийского регулятора BKPM (Investment Coordinating Board), цитирует заявление А.Иванова в ходе саммита АТЭС издание Jakarta Post.
РЖД, по данным Jakarta Post, подписала меморандум о взаимопонимании с местной администрацией в феврале этого года и сейчас готовит ТЭО строительства железной дороги в Восточном Калимантане, работы планируется начать в 2013 году, а запустить ветку в 2017-м. "Норникель" сообщал об интересе к угольным месторождениям, находящимся вдоль трассы проектируемой дороги.
Другой проект "Норникеля" в Индонезии - строительство медеплавильного завода (мощностью до 400 тыс. тонн в год). Для его реализации "Норникель" заключил меморандум с индонезийской Nusantara Smelting, стороны ведут переговоры с потенциальными поставщиками сырья, а до конца 2012 года планируют перейти к стадии проведения проектных работ.
По данным посла РФ в Индонезии, "Норникель" может инвестировать до $2 млрд в строительство медеплавильного завода и завода по выплавке цветных металлов в Индонезии.
ГМК не комментирует эту информацию. Как сообщил "Интерфаксу" представитель "Норникеля", сейчас компания уточняет конкретные проекты по добыче угля на Калимантане. "По мере более детальной проработки и по результатам переговоров с возможными индонезийским партнерами будут приняты решения о наиболее приемлемой структуре проекта", - сказал представитель ГМК, отметив, что решение по добыче угля "однозначно имеет неплохую синергию с планами РЖД по строительству там железной дороги".
Индонезия, один из крупнейших в мире поставщиков минерального сырья, ввела 20%-ную экспортную пошлину на 65 видов commodities, а с 2014 года полностью запретит вывоз сырья, для стимулирования переработки внутри страны.
"Норникель" эти перспективы не пугают. Риск увеличения налоговой или экспортной нагрузки на угольную отрасль или запрета экспорта угля будет оцениваться применительно к каждому конкретному проекту, заявил представитель "Норникеля". Кроме того, компания будет обсуждать с местными властями варианты господдержки инвестиций в проекты.
"РусАл", по словам российского посла в Индонезии, рассматривает возможность добычи бокситов и производства цветных металлов в этой стране, а также строительства инфраструктуры, в т.ч. энергетической, в партнерстве с местными компаниями.
Представитель "РусАла", в свою очередь, напомнил, что проект в Индонезии больше не рассматривается компанией.
В 2007 году "РусАл" заключил с индонезийской Antam меморандум о намерениях по созданию предприятия, которое будет добывать около 3,6 млн тонн бокситов в год и производить 1,2 млн тонн глинозема, но планам помешал кризис. "С тех пор Индонезия сильно изменила законодательство. Вскоре экспорт бокситов из страны без их переработки на территории Индонезии будет запрещен. Поэтому, думаю, что пока не о чем говорить", - говорил в июне первый заместитель генерального директора "РусАла" Владислав Соловьев.
Представитель Antam, которого Jakarta Post попросила прокомментировать ситуацию, не ответил на запрос издания.
За первую половину 2012 года объем инвестиций компаний РФ в Индонезию составил $300 млн. По словам А.Иванова, с учетом озвученных крупных проектов российских компаний, объем двухсторонней торговли РФ и Индонезии достигнет $5 млрд к 2014 году.
На сегодняшний день из компаний с российскими бенефициарами крупнейший проект в Индонезии реализует Solway Group. Эта компания с кипрской юрисдикцией ведет разведку никелевого месторождения на индонезийском острове Халмагера и планирует строительство металлургического производства. Проект был начат Solway в целях обеспечения сырьем Побужского ферроникелевого завода, входящего в состав группы. Ранее представители компании сообщали, что начало производства намечено на 2014 год, производственные мощности завода оцениваются в 38 тыс. тонн металла ежегодно. Инвестиции в строительство этого завода оценивались в $3 млрд.