Interfax-Russia.ru – Присяжные оправдали командира и матроса атомной подводной лодки "Нерпа", обвиняемых в аварии на субмарине, в результате которой в 2008 году погибли 20 человек.
Оправдательный вердикт вынесла 30 сентября коллегия присяжных заседателей в Тихоокеанском флотском военном суде по делу об аварии в 2008 году во время испытаний атомной подводной лодки "Нерпа". На скамье подсудимых находились командир субмарины капитан первого ранга Дмитрий Лаврентьев и трюмный машинист старшина второй статьи Дмитрий Гробов. Именно их следствие считало виновными в чудовищной трагедии, в результате которой погибли 20 человек.
Громкий вердикт по громкому делу
ЧП на борту "Нерпы" три года назад потрясло многих. Когда подлодка, построенная на Амурском судостроительном заводе, вышла на испытания в Японское море, на ней неожиданно сработала система пожаротушения. На борту подводного судна находилось 208 человек – экипаж "Нерпы" и сотрудники завода-изготовителя. 20 из них ядовитый газ, предназначенный для усмирения огня, отравил насмерть. Еще 40 в состоянии разной степени тяжести были доставлены в госпитали и больницы.
Чтобы установить виновников аварии, правоохранительным органам понадобилось почти два года. Сначала обвинение предъявили матросу Дмитрию Гробову – в причинении по неосторожности смерти двум и более лицам (ч. 3 ст. 109 УК РФ), а также в причинении вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей тяжкого вреда здоровью по неосторожности двум членам сдаточной команды (ч. 2 ст. 118 УК РФ). Затем обвинение предъявили командиру субмарины Дмитрию Лаврентьеву. У него, правда, была другая статья - превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий (п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ).
По версии следствия, к трагедии привело… неумеренное любопытство матроса Гробова. Он якобы запустил систему пожаротушения просто чтобы посмотреть, как она работает, а потом чистосердечно признался в содеянном. Присяжные однако такой сценарий развития событий сочли неправдоподобным.
"Мы убедили присяжных, что наши подопечные невиновны. Будут ли искать виновных в этой трагедии - решать следствию", - сообщил журналистам адвокат командира экипажа АПЛ "Нерпа" Сергей Бондарь после вынесения вердикта.
"Мы оцениваем этот приговор как объективный. Это суд народа, он вынес свое решение", - добавил он.
Отвечая на вопрос, кто же виноват, Сергей Бондарь заявил: "Это система, которая сложилась в последние годы, относящаяся к военному комплексу. Скорее всего, это системная ошибка".
Прокуратура Тихоокеанского флота в свою очередь вынесенный вердикт справедливым не считает и намерена обжаловать его.
"С данным решением не согласны и будем обжаловать в кассационном порядке. Это обязательно", - заявил прокурор Тихоокеанского флота Сергей Коломиец.
"Присяжные не признали факта подачи огнегасящей смеси в отсеки АПЛ. Это странно. Ведь факт был, и именно он привел к гибели людей", - подчеркнул прокурор.
Сомнения в объективности присяжных заседателей выразил журналистам и один из инженеров, присутствовавших на подлодке в момент аварии.
"Я считаю, и это мое личное мнение, что вердикт не справедлив. Я там был, я все видел и слышал своими ушами. Если бы там были и вы, вы бы тоже это поняли", - заявил он, отказавшись, правда, назвать представителям прессы свое имя.
По его словам, присяжные "во время процесса не вникали в суть дела".
Догадки и признания
Догадаться о том, что решение присяжных в любом случае будет воспринято неоднозначно, в общем-то, можно было заранее. Версия следствия, согласно которой два десятка человек погибли из-за того, что матрос подлодки и ее командир не выполнили должным образом свои профессиональные обязанности, с самого начала вызвала в обществе большой резонанс. Многие убеждены, что искать виновников трагедии нужно было вовсе не на субмарине.
Тут нельзя не упомянуть об одном, довольно странном обстоятельстве аварии на "Нерпе". В ходе многочисленных экспертиз выяснилось, что вместо безопасного для человека газа фреона в емкости сработавшей системы пожаротушения был закачан ядовитый тетрахлорэтилен. Причем его концентрация была такова, что у сделавшего даже один вдох человека не было шансов выжить. Тем не менее, ответственных за эту подмену почему-то искать не стали.
Даже сами строители субмарины требовали пересмотреть результаты расследования.
"Мы ходатайствуем перед военной прокуратурой Дальневосточного военного округа, перед командованием Военно-морским флотом России, перед верховным главнокомандующим РФ Дмитрием Медведевым о том, чтобы материалы уголовного дела в отношении гвардии капитана 1-го ранга Дмитрия Лаврентьева были пересмотрены, равно как и уголовная статья, по которой ему предъявляется обвинение", - заявили в мае 2011 года в открытом письме члены сдаточной команды "Нерпы" и работники ОАО "Амурский судостроительный завод".
Они утверждали, что "нельзя без должного анализа обстоятельств и полноценных результатов грамотно проведенных технических экспертиз необоснованно и необъективно обвинять командира подлодки К-152".
"Причиной чрезвычайной ситуации, происшедшей в Японском море во время заводских ходовых испытаний 8 ноября 2008 года на АПЛ "Нерпа", является не командир Дмитрий Лаврентьев, и искать эти причины следует совсем в других местах, а не на корабле", - подчеркнули авторы письма.
Выступали в защиту обвиняемых и многие бывшие руководители различных подразделений Тихоокеанского флота. Контр-адмирал запаса, председатель Союза подводников ТОФ Константин Лаптев, в частности, заявил на специально организованной пресс-конференции, что членов экипажа "Нерпы" не в чем упрекнуть.
"Нерпа" не является серийным кораблем, где действия в любых ситуациях прописаны и известны. На этой подлодке 14 совершенно новых изделий. Это уникальный корабль, и отсюда все трудности в его испытаниях. В навыках по борьбе за живучесть экипаж "Нерпы" упрекнуть не в чем. В момент аварии они сделали невозможное. Грамотные действия командира и экипажа спасли десятки жизней, к сожалению, 20 человек погибли", - сказал он. Контр-адмирал добавил, что у моряков и сдаточной команды Амурского судостроительного завода (АСЗ) не было возможности отработать различные ситуации с новым оборудованием до выхода в море.
"Таких тренажеров просто не было. Как для изучения работы новейшей комплексной системы управления кораблем "Молибден И", так и для системы пожаротушения, которая и сработала на АПЛ 8 ноября 2008 года", - пояснил Константин Лаптев.
В свою очередь, контр-адмирал запаса бывший начальник технического управления Тихоокеанского флота Владимир Иванов, который тоже принимал участие в пресс-конференции, добавил, что "раньше на других подлодках были аналогичные несанкционированные сработки системы пожаротушения, но погибших не было, так как в емкости был закачан фреон, а не смесь с ядовитым газом, как это оказалось на "Нерпе".
А бывший начальник химической службы Тихоокеанского флота контр-адмирал запаса Александр Максимов открыто заявил, что "дорогостоящий фреон по пути до подлодки украли и продали".
По его словам, "газ прошел через руки шести фирм".
По некоторым данным, стоимость предназначавшегося для "Нерпы" пропавшего фреона составляет почти 5,5 млн рублей.
Один из участников встречи со СМИ, который попросил не называть его имени, рассказал вдобавок весьма интересную историю. По его словам, в 2008 году сразу после трагедии на "Нерпе" на кораблях и подлодках Тихоокеанского флота повсеместно начали менять газ в емкостях систем объемного пожаротушения. Он предположил, что это было сделано для того, чтобы скрыть, что они также были заправлены ядовитой смесью.
Ко всему прочему и главный обвиняемый - матрос Дмитрий Гробов - добавил неясностей в эту историю, заявив накануне одного из последних судебных заседаний, что оговорил себя под давлением следствия.
"Я был в первом отсеке, услышал команду о смене вахты. Отправился заступать. Лодка находилась на десятиметровой глубине. Уже во втором отсеке услышал ревун, направился на верхнюю палубу узнать, в чем дело, и на меня сразу же полилась жидкость. Я понял, что это огнегаситель, побежал в первый отсек на свой боевой пост", - рассказал матрос в интервью "Комсомольской правде".
"По дороге, - продолжил он, - встретил двоих гражданских, помог им включиться в ПДА (портативный дыхательный аппарат). Успел предупредить людей на камбузе. ПДА я не надевал, нужно было объявлять тревогу. Сам удивляюсь, как жив остался. Лодка аварийно всплыла и вернулась на базу. Я до 10 ноября стоял на вахте, только потом пошел домой".
Когда 11 ноября Дмитрий Гробов пришел как обычно на службу, там его уже ждали сотрудники ФСБ.
"После обеда приехали сотрудники ФСБ и забрали меня для беседы. Сказали, что если я сейчас не дам показания, что именно я нажимал кнопки, то меня закроют в СИЗО. Сказали также, что на стойке, откуда можно управлять системой ЛОХ (лодочная объемная химическая защита - ИФ), есть мои отпечатки. Я твердо знал, что их нет, потому что я никогда не притрагивался к ней. У нас есть такое правило: "не твое - не трогай, не знаешь - не лезь". С аппаратурой работали только гражданские. Я вообще понятия не имел, как это работает, какие кнопки нужно нажимать", - рассказал матрос.
"Думал: разберутся, перепроверят и отпустят домой. Ведь у меня тогда дома была жена с трехмесячным ребенком, а я - единственный кормилец. Я все подписал, что нужно было", - признался он.
Матрос также заявил, что считает, что причиной аварии стал сбой в работе техники.
Как бы то ни было, но ставить точку в этой истории, видимо, еще рано. Пока неясно, удастся ли прокуратуре Тихоокеанского флота обжаловать решение присяжных заседателей. Более того, остается открытым вопрос о подмене газа в системе пожаротушения. Почему и по чьей вине это произошло, не выяснили до сих пор, но факт остается фактом, и, наверное, было бы несправедливо, если бы он остался без внимания. Пока же выходит, что у страшной трагедии вообще нет виновников.
Обозреватель Вера Широкова