Близки к завершению

Interfax-Russia.ru – Китай завершил строительство своей части железнодорожного моста через реку Амур. Россия находится на заключительном этапе.

Близки к завершению
© РИА Новости. Георгий Зимарев

Китай объявил о завершении строительства своей части первого железнодорожного трансграничного мостового перехода Нижнеленинское (Еврейская автономная область) - Тунцзян (провинция Хэйлунцзян, КНР) через реку Амур.

"Накануне (13 октября – ИФ) китайские рабочие установили последнюю стальную балку между опорами моста", - сообщило 14 октября китайское информагентство Синьхуа.

Там же напомнили, что китайские рабочие приступили к строительству своей части переправы в июле 2014 года. Согласно проекту, им полагалось соорудить 1,9 км железной дороги - 17 пролетов моста, которые будут располагаться на территории КНР.

Стоит отметить, что китайцы справились со своей задачей достаточно быстро – основные работы они завершили уже к ноябрю 2015-го года. К тому времени рабочие возвели 17 опор и установили 16 пролетов протяженностью 1 тыс. 755 м. Общая стоимость китайской части проекта, реализуемой "Железнодорожной компанией Тунцзян" (входит в корпорацию China Railways, КНР), составила 2,7 млрд юаней (примерно 27 млрд руб.).

Россия начала реализацию проекта в июне 2016 года. Заказчиком работ выступила компания "Рубикон" – совместное предприятие Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона ("дочка" ВЭБа) и China Investment Corporation (CIC). Генподрядчиком был выбран "УСК Мост" (входит в группу СК "Мост"). Российским строителям полагалось возвести оставшиеся 0,3 км моста (три пролета) - таким образом, общая протяженность железнодорожного перехода через Амур должна составить 2,2 км. Отметим, что работы по строительству российской части моста продолжаются до сих пор.

"В настоящее время продолжается строительство связывающей инфраструктуры - мостовых переходов "Нижнеленинское-Тунцзян" и "Благовещенск-Хэйхэ". Строительство обоих объектов должно быть завершено в следующем году", - сообщали в августе в правительстве РФ.

Ранее предполагалось, что мост будет сдан в 2018 году. Однако в апреле этого года строители перехода приостанавливали работу из-за долгов по зарплате. Об этом сообщали в СУ СКР по Еврейской автономной области (ЕАО), на территории которой и ведется строительство.

"По предварительной информации, 128 работникам АО "МостДорСтрой" (входит в СК "Мост") частично не выплачена заработная плата за январь и февраль 2018 года, а в марте и апреле оплата труда не производилась вообще. Ведется доследственная проверка", - говорилось в сообщении ведомства.

Также о фактах невыплаты заработной платы работникам одной из подрядных организаций, работающих на строительстве моста, правительству региона тогда сообщала и администрация Ленинского муниципального района, на территории которого ведутся работы. Общая задолженность перед работниками "МостДорСтроя", по данным местных властей, составила 10 млн рублей.

Впрочем, ситуация разрешилась 12 апреля, когда работодатель перевел заработную плату на счета своих сотрудников.

"Выплаты получили все 260 человек. Задолженность за февраль погашена. Рабочий процесс полностью восстановлен, все специалисты на своих рабочих местах", - сообщили в управлении внутренней политики правительства Еврейской АО.

Как в свою очередь пояснили в пресс-службе правительства ЕАО, увеличение сроков строительства моста было связано с некоторыми климатическими особенностями региона.

"Увеличение сроков строительства объекта произошло в связи с интенсивным ледоходом. Специалистам пришлось принимать уникальные решения по сохранению четвертой опоры. Говорить о том, что предварительные экспертизы были сделаны неверно нельзя, так как проект прошел государственную экспертизу и имел положительное заключение. Но коррективы вносят погодные явления. Например, наводнение 2013 года тоже внесло изменения в состав грунтов, русла реки. Сегодня те технические решения, которые были предложены, проходят определенные корректировки", - пояснил причину задержек со строительство моста зампред правительства ЕАО Николай Канделя.

10 октября российские и китайские специалисты закончили монтаж элементов пролетного строения между четвертой (российской) и пятой (китайской) опорами моста. Как отменили в Минвостокразвития РФ, балку последней секции пролетного строения уложили на четвертую опору при помощи плавучего крана.

"Это можно назвать историческим событием. Части моста соединены; и пускай это пока временные металлические опоры, которые после полного завершения сборки будут демонтированы, главное, что стыковка произошла!", - заявил министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Козлов.

К настоящему времени рабочие завершили бетонирование третьей опоры моста. В ближайшее время они также закончат монтаж пролетного строения, соединяющего 2 и 3 опоры. Эти работы уже выполнены на 80%. На следующем этапе строители выполнят монтаж пролетного строения, которое соединит опору 3 и 4. Металлоконструкции для реализации этого этапа уже находятся на строительной площадке.

"Правительство Еврейской автономной области будет сопровождать строительство моста и оказывать содействие в обеспечении завершения строительства объекта, который даст большой эффект не только для Еврейской автономной области, но и в целом для России и продвижению российско-китайских отношений", - сказал глава региона Александр Левинталь.

Как в свою очередь отметил Александр Козлов, мостовой переход станет частью нового экспортного маршрута и стимулом для создания новых логистических и промышленных кластеров в макрорегионе, а также улучшит транспортную доступность сразу нескольких регионов Дальнего Востока.

Так, по расчетам китайских специалистов, мост "Нижнеленинское - Тунцзян" позволит сократить расстояние между китайской провинцией, Хабаровском и Москвой на 500 км, на семь часов уменьшить время на перевозку грузов по этим маршрутам, что в свою очередь отразится на ее стоимости. В частности, как полагают эксперты из КНР, после ввода моста в эксплуатацию расходы на транспортировку тонны груза уменьшатся на $6 (около 37,5 юаня), что приведет к ежегодной экономии в 300 млн юаней (2,4 млрд руб.).

Кроме того, как ожидается, международный железнодорожный переход через Амур позволит компании IRC (структура Petropavlovsk, единственный производитель железной руды на Дальнем Востоке) поставлять продукцию на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Руководство организации в свою очередь уже заявляло о своем намерении создать в регионе горно-металлургический кластер, куда войдут Олекминский, Кимкано-Сутарский и Гаринский горно-обогатительные комбинаты (ГОК), а также, в перспективе, Дальневосточный металлургический комбинат.

Вместе с тем, на прилегающих к мосту территориях (31,5 кв. км в КНР, 6 кв. км – в РФ) будут созданы так называемые зоны транзитного экономического сотрудничества, которые будут способствовать активному развитию этих регионов.

Как полагают эксперты, первоначально грузопоток на мосту составит порядка 5,2 млн тонн в год (в основном - отправка угля, железной руды, леса и контейнеров на экспорт). В дальнейшем, после реконструкции железнодорожного участка Биробиджан-Ленинск, принадлежащего ОАО "Российские железные дороги", пропускная способность этого участка должна вырасти до 20 млн тонн. Отмечается, что мост рассчитан на два пути с колеей российского и китайского стандартов.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"