Точка зрения 15 ноября 2011 г. 15:59

Магистраль развития

Interfax-Russia.ru - В Якутии торжественно открыли железную дорогу, которая соединит республику с основными магистралями России.

Строительство железной дороги Беркакит - Томмот - Нижний Бестях завершилось в Якутии. Эта дорога протяженностью 802,6 км, соединяясь с Байкало-Амурской магистралью и Транссибом, свяжет железнодорожными путями Якутск с основными магистралями страны.

В торжественной церемонии укладки последнего, символичного "золотого звена" магистрали, соединившего населенный пункт Беркакит на БАМе с Нижним Бестяхом, что находится примерно в 15 км от Якутска, принял участие президент России Дмитрий Медведев.

Глава государства поздравил всех, кто строил железнодорожную ветку, отметив, что в силу разных причин строительство растянулось на десятилетия. "Это самая северная железная дорога, которая будет частью общей сети нашего огромного Отечества", - заявил он.

"Обязательно нужно соединить магистраль с Якутском, пройти через Лену, чтобы все было по-человечески", - добавил Дмитрий Медведев.

Глава государства прибыл на торжественную церемонию укладку "золотого звена", совершив многочасовой перелет, прямо с Гавайских островов, где накануне завершился саммит АТЭС. Перепад температур между Гавайями и расположенным в зоне вечной мерзлоты Якутском составил более 50 градусов.

С укладкой "золотого звена" жителей Якутии также поздравил и президент республики Егор Борисов.

"Сдача в эксплуатацию железнодорожной линии "Беркакит - Томмот – Якутск" создаст все предпосылки для значительного увеличения объемов транзитных и внешнеторговых перевозок через порты Дальневосточного региона, для ускоренного развития инфраструктуры прилегающих территорий. С вводом железной дороги может стать реальностью создание нового трансконтинентального логистического коридора из стран Азии через Северный морской путь в страны Западной Европы и Северной Америки, что имеет огромное значение для всей Российской Федерации", - заявил глава региона.

Он отметил, что продолжение строительства железнодорожной магистрали жизненно важно для предприятий и населения Якутии.

"Уверен, что продолжение строительства железнодорожной магистрали поможет нам сформировать современную конкурентоспособную экономику и создаст условия для нового качества жизни якутян", - сказал Егор Борисов.

В свою очередь глава РЖД Владимир Якунин, который также присутствовал при укладке "золотого звена" магистрали Беркакит - Томмот - Нижний Бестях, назвал это событие знаменательным и подчеркнул, что "проект еще предстоит серьезно дорабатывать, поскольку пока он выполнен по минимальным условиям и запущен только во временную эксплуатацию".

Впрочем, уже сейчас без преувеличения можно утверждать, что для Якутии завершение строительства магистрали Беркакит - Томмот - Нижний Бестях - событие стратегически важное. Его в республике ждали почти 25 лет. Масштабная стройка неоднократно останавливалась из-за проблем с финансированием, однако пережила и тяжелейший кризис 90-ых, и неоднократную смену власти.

Построить железнодорожную магистраль в Якутии решили еще в 1985 году. Первый ее участок до станции Томмот строители проложили к 1995 году, и сейчас он введен во временную эксплуатацию. В 2004 году начались работы на второй части магистрали – до Нижнего Бестяха. Теперь, когда и они успешно завершены, перед Якутией стоит новая другая задача - строительство перехода через реку Лену. Пока перехода нет, Якутск дважды в год - в период ледохода и ледостава – отрезан от остальной территории России. Когда будет построен переход через реку, железная дорога дойдет непосредственно до Якутска. А потом, возможно, другая ее ветка пойдет от Нижнего Бестяха на Магадан и до Берингова пролива.

То есть, какой бы масштабной не была проделанная к настоящему времени работа в Якутии, впереди цели не менее амбициозные.

Так, например, весьма непростым будет строительство уже упомянутого перехода через Лену. Пока даже неизвестно, каким он будет. Существует два основных рабочих варианта - мост или тоннель. Правительство Якутии выступает за возведение моста в Табагинском створе реки, который мог бы объединить в себе железнодорожное и автомобильное сообщение. В рамках этого проекта необходимо будет проложить железнодорожный участок Правая Лена - Якутский речной порт протяженностью 95,8 км, а также автодорогу до Якутска. Точнее необходимо будет реконструировать 24 км автомобильной магистрали Р-501 и построить 16 км новой трассы.

Второй вариант форсирования Лены – прокладка тоннеля в створе Нижний Бестях – Якутск. Этот проект более дешевый, но со своими крупными "но" – у Якутии практически нет опыта строительства тоннелей через такие крупные реки, как Лена, тем более что работать придется в условиях вечной мерзлоты.

Впрочем, окончательный выбор – мост или туннель – сделает федеральный центр.

В тоже время власти Якутии призывают не откладывать в "долгий ящик" строительство железнодорожной ветки от Якутска до Магадана.

"В декабре 2012 года, согласно госконтракту, будет полностью завершено строительство железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск до станции Нижний Бестях. И необходимо сразу же начинать строить железную дорогу от станции Нижний Бестях на Магадан", - заявил, в частности, первый заместитель председателя правительства Якутии Геннадий Алексеев на международной конференции "Комплексное развитие инфраструктуры Северо-востока России", которая проходила в августе этого года в Якутске.

Он пояснил, что очень важно сохранить собранный по всей России коллектив железнодорожных строителей, которые сейчас строят трассу Беркакит-Томмот-Якутск.

Геннадий Алексеев также напомнил, что в случае успешной реализации всех планов, железнодорожная трасса Якутск-Магадан станет первым участком трансконтинентальной магистрали, связующей Евразию и Америку.

"Экономическая целесообразность трассы, связывающей два материка - несомненна, но это вопрос будущего. А для Якутии сейчас главная цель - обеспечение круглогодичного наземного сообщения с остальной Россией и тихоокеанским побережьем, при этом Якутия может стать важным элементом наземного сообщения между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Западной Европой", - отметил он. Пока дорога строится, Якутия уже начала готовить профессиональные кадры для транспортной отрасли - этой осенью в Нижнем Бестяхе открыли железнодорожный техникум. Так что теперь после начала полноценной работы дороги Беркакит-Томмот-Якутск не стоит бояться нехватки специалистов, чего ранее так опасались отдельные эксперты.

Обозреватель Вера Широкова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще

Новости Дальнего Востока