Точка зрения 31 марта 2011 г. 16:11

Нашли виноватых

Interfax-Russia.ru – Завершилось расследование причин аварии на атомной подлодке "Нерпа". В гибели 20 человек обвинили командира и машиниста субмарины.

Расследование трагедии, произошедшей в ноябре 2008 года на атомной подводной лодке "К-152" (АПЛ "Нерпа"), наконец завершилось. Военный прокурор Тихоокеанского флота (ТОФ) утвердил обвинительное заключение по этому делу. Чтобы установить виновных в аварии, унесшей жизни 20 человек, следствию понадобилось два года. Теперь перед судом предстанут командир субмарины капитан первого ранга Дмитрий Лаврентьев и трюмный машинист старшина второй статьи Дмитрий Гробов.

"Следствие пришло к выводу, что именно их действия и бездействие повлекли возникновение аварийного происшествия на АПЛ с гибелью людей и причинением вреда здоровью различной степени тяжести еще 38 членам экипажа", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" помощник военного прокурора по связям с общественностью прокуратуры ТОФ Роман Колбанов.

Дмитрия Лаврентьева обвиняют в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ).

Старшина второй статьи Дмитрий Гробов виновен, по версии следствия, в преступлении, предусмотренном ч.3 ст.109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам). Он, предположительно, виновен также и в причинении по неосторожности тяжкого вреда здоровью двум членам сдаточной команды в следствии ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 118 УК РФ).

Атомную субмарину "Нерпа" заложили на Амурском судостроительном заводе еще в 1991 году. Несмотря на долгие и многочисленные перерывы в работе, предприятие все же достроило подлодку, и в 2008 году начались ее испытания в Японском море. И во время одного из выходов в море, когда на борту подводного судна находились 208 человек – экипаж "Нерпы" и сотрудники завода-изготовителя, внезапно сработала система пожаротушения. Ядовитый газ, предназначенный для усмирения огня, отравил насмерть 20 человек. Еще 40 в состоянии разной степени тяжести были доставлены в госпитали и больницы.

Уже спустя пару дней после ЧП у следствия появились первые версии произошедшего. И главной из них было… неумеренное любопытство одного из членов экипажа "Нерпы" – того самого трюмного машиниста Дмитрия Гробова. Следственный комитет при прокуратуре сообщил, что машинист признался, что запустил систему пожаротушения, потому что ему было интересно узнать, как она работает. Дмитрий Гробов был единственным подозреваемым по этому делу до января 2010 года. Потом к нему "присоединились" командир субмарины Дмитрий Лаврентьев и бывший командир бригады, в которую входила лодка, Сергей Захарченко.

Между тем, имени Сергея Захарченко в окончательном обвинительном заключении нет. Очевидно следствию не удалось доказать, что он проявил халатность и плохо подготовил своих подчиненных. Сейчас Захарченко уже на пенсии.

Авария на "Нерпе" выглядит как нелепая случайность, и во всей этой истории есть немало странностей. Как опытный моряк (а именно таким и был Дмитрий Гробов) решился безо всякой на то причины запустить противопожарную систему, до сих пор не ясно. Когда стало известно о том, что Гробов – главный подозреваемый, некоторые эксперты выразили опасение, что признательные показания он дал под давлением.

"Мы не верим, что он мог специально или случайно включить ЛОХ (лодочная объемная химическая защита - ИФ). Я давно с ним служу - с 2003 года. Он не новичок. Грамотный специалист. Не первый год служит на флоте", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" один из членов экипажа "Нерпы".

"Мы не верим, что он виноват, и опасаемся, что признание он мог дать под давлением", - добавил офицер.

Некоторые эксперты утверждали также, что простой матрос не мог знать код, необходимый для запуска системы тушения пожаров.

Следствие, в свою очередь, ссылается на то, что система управления подлодкой, которая отражает все происходящее на борту, зафиксировала действия Гробова. Кроме того, после добровольного признания он наглядно продемонстрировал сотрудникам правоохранительных органов, как привел в действие пожарную защиту.

Кроме того, до сих пор так и не ясно, почему в систему пожаротушения вместо малотоксичного газа был закачен ядовитый. Ведь экспертиза показала, что вместо тетрафтордибромэтана, который не может убить человека, система на две трети была наполнена опасным тетрахлорэтиленом.

Точку в этой истории предстоит поставить Тихоокеанскому флотскому военному суду, куда в ближайшее время будет направлено дело.

Между тем судьба "Нерпы" после аварии складывается не слишком благополучно. После трагических событий ее пришлось долго восстанавливать и достраивать. Только в 2009 году субмарина, наконец, прошла государственные испытания и вошла в состав ВМФ России.

Ранее планировалось, что в 2008 году она под названием "Чакра" в рамках контракта с Индией поступит в распоряжение индийских Военно-морских сил на условиях лизинга. Авария на борту субмарины привела к переносу сроков передачи подводной лодки. Российская сторона несколько раз назначала новые даты передачи субмарины индийской стороне, но каждый раз эти даты переносились по разным причинам. По последним данным, Россия передаст "Нерпу" зарубежным партнерам 31 июля 2011 года, в День ВМФ России. К месту ее базирования уже прибыл индийский экипаж – российские моряки сейчас обучают своих коллег управлению субмариной.

Тем не менее, дата передачи "Нерпы" в очередной раз может быть перенесена. Так, недавно стало известно, что автоматика на "Нерпе" работает со сбоями.

"Появились опасения, что график, согласно которому лодка должна быть сдана индийским ВМС в июле, может быть перенесен на более поздний срок", - сообщил "Интерфаксу-АВН" источник в Главном штабе ВМФ.

Причины возможного переноса он пояснил "рядом не до конца отработанных задач". В частности, по его словам, до сих пор решается вопрос окончательной доводки систем автоматики корабля.

Собеседник агентства пояснил, что на лодке опять произошел технологический сбой. "Представители промышленности пеняют на экипаж, однако командование ВМФ с этой позицией не согласно и требует надежной отладки всех систем", - пояснил он.

По словам представителя Главного штаба ВМФ, "если запланированный на начало апреля выход в море с индийским экипажем пройдет успешно, то официальная передача "Нерпы" состоится в День ВМФ России", как и предполагалось. А если вновь возникнут проблемы, то индийским подводникам придется вернуться домой, как минимум на три месяца, и тогда сроки передачи будут сдвинуты до конца года".

Обозреватель Вера Широкова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще