Точка зрения 7 апреля 2011 г. 16:02

Неуправляемый полет

Interfax-Russia.ru - Истребитель Су-27 разбился под Владивостоком. До выяснения причин аварии приостановлены полеты всех самолетов этого типа.

Очередная авария истребителя Су-27, одного из основных самолетов ВВС России, произошла в Приморье. Воздушное судно разбилось 6 апреля под Владивостоком, недалеко от аэродрома "Центральная Угловая". Самолет, принадлежащий 3-ему командованию ВВС и ПВО Восточного военного округа, в этот момент выполнял плановый полет. Внезапно у него отказала система управления.

"Авария Су-27СМ произошла из-за отказа системы управления самолетом. Во время полета самолет фактически потерял управляемость, о чем летчик немедленно доложил на землю и по команде руководителя полетами катапультировался", - сообщил "Интерфаксу-АВН" источник в Минобороны РФ.

Истребитель стал неуправляемым на высоте около 500 метров, когда летчик уже собирался приземлиться и вывел самолет на посадочную глиссаду (прямолинейную траекторию снижения - ИФ). В итоге Су-27 и управлявший им пилот упали в районе дачного поселка Соловей Ключ. Пилота обнаружила поисково-спасательная группа. Как сообщили в Минобороны, состояние летчика удовлетворительное. Тем не менее, его отправили в военный госпиталь Владивостока.

В Следственном комитете РФ утверждают, что самолет потерпел крушение вне населенного пункта, потому катастрофа обошлась без разрушений и жертв. Очевидцы аварии напротив заявляют, что истребитель свалился на деревянный сарай на одном из дачных участков. Как рассказал один из свидетелей аварии агентству "Интерфакс - Дальний Восток", небольшая деревянная постройка сразу же загорелась, и за считанные минуты сгорела. Пострадал от пламени и сам самолет.

Сейчас специалисты выясняют все обстоятельства крушения. Проверку по факту аварии начали как Следственный комитет, так и военная прокуратура.

"В настоящий момент одна группа военных следователей приступила к осмотру места происшествия, другая занимается изъятием предполетной документации", - сообщили "Интерфаксу" в СК РФ 6 апреля. Представитель ведомства также отметил, что на ближайшее время допросят спасшегося летчика.

Специалисты военной прокуратуры работают параллельно.

"В связи с этим происшествием проводится прокурорская проверка исполнения законодательства о безопасности полетов и соблюдения правил подготовки к ним", - рассказал "Интерфаксу-АВН" представитель военного прокуратуры Восточного военного округа.

На месте крушения уже удалось обнаружить регистраторы параметров полета, так называемые "черные ящики".

"Специалисты в ближайшее время приступят к расшифровке самописцев самолета. Данные черных ящиков позволят установить причины крушения истребителя", - сообщил "Интерфаксу-АВН" 7 апреля источник, близкий к комиссии по расследованию летной аварии.

Пока доподлинно неизвестно, почему Су-27 рухнул на землю, ни один из самолетов этой модификации в небо не поднимется.

"Принято решение приостановить полеты истребителей данной модификации до выяснения всех причин случившейся аварии", - заявил "Интерфаксу-АВН" официальный представитель Минобороны РФ по ВВС полковник Владимир Дрик.

Су-27 – многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель, разработанный советскими конструкторами в ОКБ Сухого еще в 70-ых годах. Первый полет прототипа состоялся в 1977 году, а в 1984 году самолеты начали поступать в авиационные части. Сегодня это один из основных самолетов ВВС России. Кроме того, модификации самолета есть на вооружении стран СНГ, Индии, Китая. Разбившийся под Владивостоком Су-27, как стало известно, прошел глубокую модернизацию на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении.

Впрочем, инциденты с Су-27 – далеко не редкость. Предыдущая авария с истребителем этой модели произошла совсем недавно - 20 сентября 2010 года и опять же в Приморье. Тот Су-27 перед падением прошел серьезный ремонт. Он вылетел с аэродрома авиаремонтного завода и практически сразу же начал терять высоту. Истребитель рухнул в 500 метрах от взлетно-посадочной полосы, а его экипаж, к счастью, успел катапультироваться.

Похожая авария произошла в Хабаровском крае в районе аэродрома Дзенги (Комсомольск-на-Амуре). 14 января 2010 года с экранов радаров внезапно пропал самолет Су-27, выполнявший тренировочный полет. На месте падения самолета поисковые группы нашли тело пилота и "черные ящики". Тогда, как и сейчас, министерство обороны приостановило полеты Су-27 до выяснения причин аварии.

Еще одна авиатрагедия с Су-27 произошла накануне открытия авиасалона "МАКС-2009". Два истребителя из пилотажной группы "Русские витязи", выполняя тренировочный полет, столкнулись в воздухе. Один из самолетов упал на территорию садового товарищества "Сосны" возле деревни Белозериха. В катастрофе погиб командир группы полковник Игорь Ткаченко и жительница Подмосковья, пострадавшая в результате падения самолета. Причиной столкновения истребителей эксперты назвали человеческий фактор.

В июле 2008 года еще один Су-27 упал недалеко от Уссурийска. Он совершал один из первых полетов после заводских работ. В этой аварии также не обошлось без человеческих жертв: катапультироваться успел только один из двух летчиков.

В марте этого же года отказала энергосистема истребителя Су-27, выполнявшего плановый полет в Тверской области. Пилоты приняли решение садиться, но во время снижения пропала еще и радиосвязь с пунктом управления. Вдобавок ко всему, отказал навигационный комплекс. Вопреки нештатной ситуации, пилоты смогли вывести самолет к аэродрому и приземлиться. Впоследствии экипаж Су-27 наградили орденами Мужества.

В 2005 году еще одно российское боевое воздушное судно разбилось в Шакяйском районе Литвы у границы с Калининградской областью. Как выяснилось позже, летчик, управлявший им, во время полета полностью потерял ориентировку. Самолет выработал топливо, что привело к автоматическому выключению двигателей. Пилоту удалось благополучно катапультироваться, на земле тоже никто не пострадал.

Су-27, известный как один из самых надежных истребителей в мире, в последнее время все чаще становиться участником авиапроисшествий. Как ни парадоксально, но эксперты не видят в этом ничего странного. Дело в том, что, по общему признанию, "Сушки", которые стоят сегодня на вооружении ВВС России, сильно изношены. Большая часть самолетов, которые сейчас эксплуатируют военные, была построена еще в советское время.

Обозреватель Вера Широкова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще