Interfax-Russia.ru - Сбежавшие из интерната в Приморье ветераны на всю страну рассказали о том, как над ними издевалась администрация учреждения. Последняя считает эти обвинения клеветой.
Седанкинский дом-интернат для ветеранов оказался в центре громкого скандала: четверо сбежавших оттуда стариков рассказали в открытом интернет-обращении о том, как издевались над ними в этом учреждении. Пожилые люди на всю страну заявили, что условия жизни в интернате просто невыносимы – стариков там, якобы, заставляют работать по 12 часов в сутки, обирают до нитки и "наказывают" болезненными уколами. "Нас заставляют работать, а платят за это по 200-500 рублей в месяц. Когда я попросил прибавки, то меня заперли в изолятор, стали что-то колоть. Если буду возмущаться, обещали отправить в другой интернат", - говорит в видеообращении, выложенном на популярном видеохостинге, один из сбежавших постояльцев дома-интерната Владимир Лебедь.
"В комнатах не только неуютно, ремонт не делался более 9 лет, стены все отсырели, осыпается штукатурка (…) Директор интерната господин Логачев предлагает все проживающим делать ремонт только за свой счет", - утверждает другая "героиня" видеоролика.
"Одна девочка, Олеся, при нас скрывалась в кустах, потому что ее хотели отправить в штрафной изолятор, ей кололи какие-то препараты, от которых ей было плохо. И она до позднего вечера сидела в кустах и боялась оттуда выйти, потому что ей было плохо", - вспоминает женщина.
Рассказала постоялица интерната и о том, что администрация интерната устраивает махинации с имуществом ветеранов.
"На каком основании нам не позволяют держать при себе паспорта. Одна из сотрудниц Лилия Назаренко вместе со своим знакомым опоила моего гражданского мужа Виктора Федорова водкой, увезла в ЗАГС Советского района Владивостока и зарегистрировала с ним фиктивный брак. Он не помнит, как подписывал документы. После продала его дачу за 180 тыс. рублей, присвоила эти деньги и развелась. Сейчас она проживает в его квартире и продолжает угрожать. С трудом через милицию нам удалось вернуть паспорт",- утверждает она.
"Нам не известно, на каком основании руководство учреждения выдало ей документы Виктора Федорова. Она могла с его паспортом сделать все, что угодно: взять кредиты, оформить фирму, совершать какие-то сделки", - отмечает участница обращения. Авторы интернет-послания утверждают, что обращались за помощью в милицию и прокуратуру, "но пока никаких действий принято не было". Поэтому, объясняют ветераны, они и записали видеообращение. Сейчас "беглецы" живут в редакции одной из владивостокских газет и ждут, пока на их жалобы отреагируют правоохранительные органы.
Отметим, что записанное ими видео действительно возымело должный эффект: после того, как в сети началось бурное обсуждение этого "откровения", интернат решила проверить прокуратура. "Органы прокуратуры организовали проверку по фактам и информации, изложенным в СМИ, в том числе в видеообращении", - сообщила агентству "Интерфакс-Дальний Восток" старший помощник прокурора Приморья Елена Телегина.
Старший помощник руководителя СКР по Приморью Аврора Римская также рассказала агентству, что "о ситуации доложено руководству".
Дирекция интерната в свою очередь, не дожидаясь итогов проверки, заявила, что рассказ сбежавших ветеранов – ложь и клевета. "Это наглая грубая ложь, которая будет оспорена в суде. Это действительно наши люди, не самые лучшие их представители", - сообщил агентству "Интерфакс – Дальний Восток" директор "Седанкинского дома-интерната для ветеранов" Виктор Логачев.
Он уточнил, что проверки надзорных органов в интернате в последнее время проводятся регулярно. "Я жду справку по последней проверке от Роспотребнадзора и прокуратуры. С этими документами и пойду в суд", - добавил собеседник агентства.
По словам Виктора Логачева, сбежавшие старики в любой момент, если пожелают, могут вернуться в учреждение.
Хоть результаты прокурорской проверки еще не известны, общественность уже негодует. Что, впрочем, неудивительно: издевались, возможно, над совсем беспомощными людьми.
Председатель Союза пенсионеров России Валерий Рязанский уже заявил о том, что берет приморский случай под свой личный контроль. "Я обязан взять на контроль эту ситуацию, так как мы курируем все заведения данного типа", - подчеркнул он.
"Мы проверим реальное положение дел. Либо это всплеск эмоций, либо недовольство работой руководства. Но мы всегда защищаем интересы и находимся на стороне пожилых людей и ветеранов", - заверил Валерий Рязанский. "Им труднее всего. Их бросили родные – в основном там живут не сироты, а "сироты" при живых детях", - добавил он.
Вполне вероятно, что видеоролик не наделал бы столько шуму, если бы дом-интернат, о котором в нем идет речь, не имел дурной репутации. Но скандал вокруг этого заведения разгорается уже не в первый раз. В 2009 году его прежнее руководство уличили в махинациях с имуществом постояльцев.
Так, в декабре 2009 года Советский районный суд Владивостока вынес обвинительный приговор восьми его бывшим работникам. Директор дома-интерната Юрий Синькевич, заместитель директора Валентина Шапошникова, социальный работник Константин Игнатенко, сотрудники Надежда Стецко, Елена Газинская, Виктор Свиягин и Людмила Кихтан были признаны виновными в мошенническом завладении квартирами и иным имуществом проживающих в доме-интернате лиц (п. "а, б" ч. 3 ст. 159 УК РФ).
Юрий Синькевич получил еще одну "статью" – превышение должностных полномочий (п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ). Все "предприимчивые" работники интерната отделались условными сроками. Синькевичу дали семь лет, Валентине Шапошниковой и Константину Игнатенко – шесть, а остальным их подельникам – по три года.
Мошенники действовали по несложной схеме. Сначала они заключали со стариками, поступавшими к ним, договоры о добровольном дарении квартир – это считалось платой за внеочередной прием и социальное содержание. А потом выгодно распродавали недвижимость доверчивых ветеранов.
"Фактически передаваемое по договору жилье реализовывалось работниками интерната по откровенно заниженным ценам между собой и близкими родственниками, то есть факты дарения жилой площади маскировались под сделки купли-продажи", - сообщила ранее агентству старший помощник руководителя СКР по Приморью Аврора Римская.
Все ли законно в работе нынешней дирекции интерната, покажет время. Раз уж этот случай вызвал такой серьезный общественный резонанс, то в том, что историю не удастся "замять", сомневаться не приходится.
Обозреватель Вера Широкова