Развивая малую авиацию

Interfax-Russia.ru – Пилотов-любителей со следующего года начнут готовить в Якутии. Кроме того, в регионе появится собственный аэроклуб и ассоциация малой авиации.

Якутское авиационно-техническое училище гражданской авиации (ЯАТУГА) в следующем году начнет подготовку пилотов для частных самолетов. Требования к таким курсантам, скорее всего, будут такими же, как и к другим учащимся летного отделения.

"На специальность "пилот" принимаются мужчины любого возраста, имеющие общее среднее или высшее профессиональное образование. Зачисление осуществляется на конкурсной основе - по результатам вступительных экзаменов по физической подготовке, математике и русскому языку, а также на основании заключения врачебно-летной экспертной комиссии", - говорится на сайте училища.

Обучение курсантов будет проводиться на комплексных тренажерах самолетов Cessna 172, Diamond 40, Diamond 42 и летно-навигационных тренажерах, оснащенных навигационной системой Garmin 1000. В дальнейшем они также смогут пройти практику на полигонах Санкт-Петербургского университета и Бугурусланского летного училища гражданской авиации.

"Всем курсантам бесплатно предоставляется общежитие, питание и форменная одежда, а также выплачивается стипендия. Кроме того, во время своего обучения молодые люди могут заключить договор с авиакомпанией (целевая подготовка) и получить при этом дополнительные льготы - повышенные стипендии и бесплатный проезд из дома до места учебы и обратно", - уточняется в сообщении ЯАТУГА.

После окончания обучения курсантам будет выдан диплом коммерческого пилота гражданской авиации с налетом 150 часов. Наработать дополнительный опыт они смогут в аэроклубе, который в ближайшее время планируется создать в Якутске.

"В администрации города рассматриваются несколько вариантов его размещения. Однако, по мнению директора филиала "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири" Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ Евгения Чекмарева, лучше всего для аэродрома подойдет территория между поселками Тулагино и Кильдямцев", - сообщили в пресс-службе Госсобрания республики.

Кроме того, по данным местных властей, вслед за аэроклубом в регионе также появится и своя собственная Ассоциация малой авиации, куда будут приглашены все, кто имеет отношение к этой сфере деятельности.

Вместе с тем, как считают в Госсобрании Якутии, поддержать пилотов-любителей республики нужно также при помощи некоторых налоговых льгот – в частности, путем снижения ставки транспортного налога для физических лиц. Как известно, данный налог регламентируются на уровне субъектов РФ, поэтому его ставки могут существенно отличаться в зависимости от региона.

"В Якутии самая высокая ставка транспортного налога на самолеты, вертолеты и иные воздушные суда - 250 рублей с каждой лошадиной силы. При этом в Хабаровском крае она равна 38 рублям, во Владивостоке – 30 руб., в Красноярске – 125 руб., в Санкт-Петербурге – 25 руб., на Камчатке – 62 руб., в Забайкальском крае – 40 руб., в Тверской области – 25 рублей. Поэтому если мы хотим развивать в Якутии малую авиацию, нужно снизить ставку транспортного налога на воздушные суда", - заявил председатель рабочей группы по развитию малой авиации в Якутии, депутат Госсобрания республики Андрей Илларионов.

Помимо этого, депутаты намерены внести некоторые правки в подпрограммы по развитию малой авиации, входящие в состав региональной государственной программы "Развитие транспортного комплекса Якутии на 2012-2019 годы". Эти изменения, как полагают чиновники, позволят решить проблему транспортной доступности республики.

"Очень остро стоит проблема доставки почты и других грузов в труднодоступные населенные пункты республики. Ее можно было бы решить, привлекая к этой работе самолеты малой авиации, находящиеся в частной и корпоративной собственности. Однако Федеральными авиационными правилами (ФАП) использование малых воздушных судов в подобных целях не предусмотрено", - сообщил в свою очередь авиатор, руководитель ООО "Эйр Саха" Иван Лукин.

Поэтому, по его словам, некоторые частники сегодня пытаются перевозить почту под видом "погрузочно-разгрузочных работ", которые включены в перечень разрешенных.

"Но это является нарушением воздушного законодательства", - говорит он.

Кроме того, как утверждают в парламенте республики, с помощью малых воздушных судов можно было бы проводить экстренную госпитализацию больных из труднодоступных малонаселенных пунктов, искать пропавших в тайге, патрулировать лесные массивы, тушить лесные пожары, выполнять различные сельскохозяйственные работы, природные и техногенные ситуации, охотиться на хищников, наносящих многотысячные уроны оленеводам, а также решать многие другие задачи.

Также развитием малой авиации, в особенности, прежде всего, на Дальнем Востоке обеспокоились и федеральные власти.

"Ни один из самолетов, который выпустился в прошлом году, не пригоден для работы на Дальнем Востоке, не говоря уже о полетах в Арктике", - заявил заместитель председателя Комитета Совета Федерации (СФ) по социальной политике Игорь Чернышев на одном из последних заседаний парламента.

При этом, как уточнил полномочный представитель СФ в государственных органах по вопросам развития Дальнего Востока, Восточной Сибири и Арктики, член Комитета СФ по обороне и безопасности Вячеслав Штыров, в проекте федерального закона "Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона" включен целый раздел, касающийся развития авиации в макрорегионе.

"В разделе предусматривается создание казенных предприятий, предлагаются механизмы субсидирования местных авиалиний. Но эта работа требует комплексных мер. Прежде всего, необходимо внести изменения в Воздушный кодекс РФ в части введения терминов "Малая авиация", "Местная авиация", - сказал он.

Впрочем, при освоении Арктики специалисты нужны не только правильные самолеты, но и специальные, "морозоустойчивые" беспилотники. Именно такие сейчас разрабатывают специалисты Омского государственного технического университета (ОмГТУ).

"Беспилотник третьего поколения ПП-50 изготовлен из новейших композиционных материалов на основе кевларовых сот и углепластиков, что позволяет ему выдерживать значительные перепады температур - от минус до плюс 40 градусов Цельсия. Благодаря своему пылевлагонепроницаемому корпусу он способен передвигаться в снег, дождь и даже при сильном боковом ветре до 15 м/сек", - сообщил заведующий научно-исследовательской лабораторией "Малые беспилотные аппараты" вуза Павел Погарский.

ПП-50 может проводить в воздухе около 3 часов и удаляться от базы на расстояние до 100 км. Его предельная скорость - 120 км/час, а максимальная высота подъема – 5 км.

Небольшой вес аппарата позволит размещать на нем различное исследовательское оборудование, что существенно расширит область применения БПЛА. Он сможет заниматься, например, как трехмерной картографией, так и видеонаблюдением с передачей изображения на наземный комплекс.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook