Interfax-Russia.ru – Пассажирский гидросамолет, пропавший более 80 лет назад, нашли в Хабаровском крае.
Останки четырех пассажиров итальянского гидросамолета "Савойя-Маркетти С-55", пропавшего в 1935 году, обнаружили в лесах недалеко от поселка Лазарев на востоке Хабаровского края члены приморского отделения общественной организации "Поисковое движение России".
"По расположению обломков удалось установить, что самолет врезался в сопку с левым креном. Вероятно, летчик слишком поздно заметил перед собой крутой склон, попытался левым виражом набрать высоту, но скорости для этого у воздушного судна не хватило", - сообщила пресс-секретарь организации в ДФО Юлия Ливанская.
Как предполагают поисковики, сначала от удара самолета о стволы деревьев оторвало левую лодку с пассажирами. Следующий удар пришелся по пилотской кабине. Последней досталось правой лодке, упавшей в 12 метрах от места крушения воздушного судна, найти которое удалось далеко не сразу.
"Подготовка к экспедиции заняла почти год. Все это время активисты собирали и обобщали информацию об экипаже, пассажирах и трагическом рейсе самолета "Савойя-Маркетти С-55", следовавшим из Александровск-Сахалинского в Хабаровск", - рассказала Ливанская.
За многие десятилетия, как отметила представитель организации, авиакатастрофа обросла множеством мифов. Среди краеведов даже ходили легенды, что через какое-то время после крушения самолета тела пассажиров вынесли из тайги и тайно захоронили в Хабаровске, а обломки воздушного судна закопали и спрятали под ветками деревьев.
"Из архивных данных следует, что "летающая лодка" итальянского производства с бортовым номером "Л-840", принадлежавшая дальневосточному управлению Гражданского воздушного флота (ГВФ), вылетела из Александровск-Сахалинского в Хабаровск 26 июня 1935 года, однако в конечный пункт маршрута так и не прибыла. Связь с гидросамолетом прервалась спустя 1 час 15 минут после взлета (общее полетное время с острова Сахалин на материк тогда составляло 5 часов 20 минут)", - уточнила пресс-секретарь организации "Поисковое движение России" в ДФО.
В момент крушения, по ее словам, на борту гидросамолета находилось 12 человек. Из них 3 члена экипажа и 9 пассажиров: в основном, работники машинно-тракторной станции села Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области, а также несколько инструкторов отдела Объединенного государственного политического управление (ОГПУ-НКВД) СССР.
"Присутствие сотрудников ОГПУ на борту связано с перевозкой большой суммы денег (2 млн рублей), которую везли в дальневосточную столицу. После исчезновения самолета среди партийных чиновников и семей погибших ходили разные слухи, но вскоре дело закрыли и засекретили, а поиски прекратили", - добавила Ливанская.
Как известно, "Савойя-Маркетти S-55" являлась одной из наиболее оригинальных "летающих лодок" первой половины XX века, которая представляла собой двухкорпусный деревянный моноплан с хвостовым оперением, вынесенным на фермах, с двумя килями и тремя рулями направления. Силовые установки у такой лодки находились на ферме над центропланом. Кроме того, оригинальная "катамаранная" компоновка "Савойя-Маркетти S-55" позволяла подвесить под крылом между фюзеляжами торпеду или бомбу крупного калибра.
Первый такой гидросамолет с моторами "Фиат" (300 л.с.), по информации специализированного портала airaces.ru, был построен в 1923 году. Стоит отметить, что во время летных испытаний он показал отличные по тем временам результаты. Затем свет увидела машина с двигателями "Лоррэн-Дитрих" (450 л.с). Еще спустя пару лет "летающая лодка" обзавелась моторами "Изотта-Фраскини" (500 л.с). Именно в такой комплектации она сумела побить мировые рекорды скорости и высоты полета в своем классе гидросамолетов, став образцом для серийного производства, начавшегося в Италии в сентябре 1926 года.
Стоит отметить, что "золотой век" гидропланов S-55 пришелся на вторую половину 1920–х - начало 1930-х годов. Тогда эти самолеты совершили несколько дальних групповых перелетов для нужд как гражданской, так и промышленной авиации. Тем не менее, уже к началу 1939 году в строю ВВС Италии оставалось лишь 13 таких воздушных судов, еще через год списали и их.
Также в 30-е годы прошлого столетия такие самолеты активно использовались и в Бразилии. В общей сложности правительство этой страны закупило 11 "летающих катамаранов". Помимо пассажирских перевозок все они также принимали активное участие в операциях гражданской войны. Однако в 1937 году эксплуатация S-55 прекратилась и в Бразилии.
Кроме того, на "Савойя-Маркетти S-55" в 30-е годы летали в Румынии, купившей 7 таких самолетов. Все они дослужили до начала войны с СССР - в 1941 году "летающие лодки" входили в состав 102-й эскадрильи. Впрочем, к ведению разведки они привлекались лишь эпизодически - боевые задачи возлагались главным образом на более современные на тот момент гидросамолеты CANT Z.501. Старые же S-55 занимались, в основном, поисково-спасательными операциями, контролем за состоянием минных заграждений и снабжением гарнизона острова Змеиный. Использовать их перестали в 1942 году.
В распоряжении СССР в те годы было всего шесть гражданских "Савойя-Маркетти S-55". Все они эксплуатировались на Дальнем Востоке (порт приписки - Хабаровск) на местных почтово-пассажирских авиарейсах и были списаны к концу 1930-х годов.
Между тем, пропавший в 1935 году гидросамолет "S-55" стал не единственной громкой находкой дальневосточного отделения общественной организации "Поисковое движение России" за текущий месяц.
Во время экспедиции на курильский остров Шумшу поисковики обнаружили останки 13 советских и стольких же японских солдат, погибших летом 1945 года.
"Все останки найдены в районе горы Северной, известной по документам военного периода как высота-165, превратившейся в арену ожесточенных боев 18 августа 1945 года. Останки советских бойцов уже переданы администрации Северокурильского района для их дальнейшего захоронения, останки японских солдат доставлены на Сахалин для их передачи представителям Японии", - уточнили в пресс-службе Минкультуры Сахалинской области.
Кроме того, по данным местного правительства, с Шумшу был вывезен целый ряд редких образцов военной техники. Так, в частности, в районе реки Морской участники экспедиции обнаружили легкий японский танк "Ха-Го", который, судя по всему, был брошен экипажем и сожжен, а на старых аэродромах "Кузминовка" и "Байково" - японский двухмоторный бомбардировщик Ки-48 и истребитель "Аэрокобра", поставлявшийся в советскую армию по ленд-лизу.
"Все образцы японской военной техники с поля боя советских десантников с японскими танками в районе горы Северной включены в состав основного фонда Северокурильского краеведческого музея. В ближайшее время будут проведены мероприятия по их сохранению и консервации", - говорится в сообщении областной администрации.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook