Interfax-Russia.ru – Исследователи обнаружили миноносец, затонувший у берегов Приморья более 100 лет назад.
История этой находки ни у кого не вызвала сомнений – перед исследователями были останки корабля Сибирской флотилии Российского императорского флота, подорвавшегося на японской мине в июле 1904 года во время русско-японской войны в районе острова Скрыплева.
"Это небольшой военный корабль, 40 метров длиной, имеющий сигарообразный корпус, оснащенный небольшим вооружением. По сути это торпедный катер столетней давности", - сообщил Interfax-Russia.ru представитель секции подводных исследований Общества изучения Амурского края Роман Фадеев.
По его словам, такие корабли имели облегченный корпус. Это делалось для того, чтобы миноносец мог развивать высокую скорость.
"В то время миноносцы делали легкими, брони практически не было, поэтому толщина корпуса корабля не превышала 3,5 мм. Естественно спустя 100 лет соленая вода его очень сильно повредила, практически он превратился в труху. И только в некоторых местах видны детали корпуса, которые поднимаются на полтора метра от дна", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.
Между тем, кое-что от корабля все-таки сохранилось.
"Мы обнаружили паровые котлы, машины, некоторые детали корабля и предметы интерьера. Например, дверной косяк", - сказал Фадеев.
Исследователи уже подняли на поверхность с глубины 32 метров некоторые предметы: керосиновый фонарь, штурвал, бортовой иллюминатор, а также 37 и 47 мм снаряды. Сейчас эти предметы находятся в архиве Общества изучения Амурского края. В дальнейшем исследователи планируют передать данные артефакты в военно-морские музеи России.
С остальными останками корабля исследователям морских глубин еще предстоит поработать.
"Сейчас главная задача - запечатлеть все, что сохранилось, на фото и видео, провести топографическую съемку. Все эти данные потребуется позже, чтобы придать затонувшему судну статус исторического памятника", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" ученый секретарь общества Михаил Игнатов.
О том, как именно исследователи хотят это сделать, рассказал Роман Фадеев.
"Мы уже прикрепили к носу и корме корабля по веревке, каждая из которых соединена с отдельным буем. Забив в GPS координаты этих буев, мы получили координаты корабля, обозначили их на карте. Теперь мы знаем, где и каким образом лежит миноносец", - сказал он.
Следующим к работе должен был приступить фотограф, однако из-за плохой видимости его погружение пришлось отложить. Как только погода наладится, он опустится на дно и с помощью специальной аппаратуры сделает несколько высокоточных снимков миноносца.
"Собрав все фотографии вместе, мы сможем увидеть полную картину кораблекрушения", - сказал исследователь.
Кроме того, по словам Фадеева, исследователям предстоит также найти торпедный аппарат, который отлетел от корабля, когда тот подорвался на мине.
"На дне сейчас находятся два торпедных аппарата и две торпеды. Вообще, я думаю, что изначально было три торпеды и торпедных аппарата. Видимо, одну из них отбросило при взрыве. Пока что мы нашли только ее затворную часть", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.
Следующий шаг исследователей - при помощи ходовых концов троса разбить миноносец на части и провести более детальное обследование корпуса.
После этого аквалангисты поднимут с миноносца все ценные артефакты и передадут их в музеи. Все эти вещи действительно очень важны для истории, так как единственный оставшийся в мире подобный миноносец есть только в музее города Варна (Болгария).
"Теперь второй такой же есть и у нас, только он лежит на глубине порядка 30 метров вблизи Владивостока, и его будущее не определено. Если флот не предпримет попытки сохранить то, что еще осталось на морском дне, через несколько лет "металлисты" просто разворуют весь пароход", - подчеркнул собеседник Interfax-Russia.ru.
Он отметил, что представители Общества изучения Амурского края и клуба "Восток" обнаружили миноносец еще в июле 2011 году, однако тогда никто его не исследовал.
"В 2011 году никаких планомерных работ по обследованию миноносца не проводилось, был только установлен факт находки. В этом году мы пытаемся провести обследование более или менее цивилизованно", - сказал исследователь, добавив, что это первая громкая находка на территории (в акватории) Приморского края за последние 15 лет. Фадеев считает, что она может стать началом долгой плодотворной работы по подводным историческим исследованиям.
Первое погружение к затонувшему миноносцу группа ныряльщиков совершила в июне 2012 года. В общей сложности каждый из дайверов провел под водой по 40 минут. За это время исследователи успели поднять на поверхность бортовой иллюминатор и керосиновый фонарь. Из-за плохой видимости дайверы не смогли сфотографировать корабль и снять его на видео.
"В середине июня 2012 года мы наконец-то посетили миноносец 208 с огромным желанием продолжить свое изучение "девственного" рэка времен русско-японской войны. Но из-за того, что видимость на объекте была порядка полутора - двух метров, мы не смогли продолжить работу", - пояснил Фадеев.
В конце июля исследователи вновь спустились к кораблю. На этот раз им улыбнулась удача, правда только на один день.
"На 20-метровой глубине стал заметен остов миноносца, а парой метров ниже мы увидели котлы и многочисленных морских обитателей этого искусственного рифа", - рассказал собеседник Interfax-Russia.ru.
Третье погружение к затонувшему кораблю группа ныряльщиков совершила уже 14 сентября.
"Видимость, к сожалению, нас подвела. В горизонте 2-4 метра, в вертикали - 2-3 метра. Осмотрели миноносец, сняли немного видео и подняли на поверхность иллюминатор и снаряды", - сказал Фадеев.
Последнее погружение команда ныряльщиков совершила 25 сентября. По сравнению с первым, оно прошло более удачно.
"В этот день видимость нас не то чтобы обрадовала, а просто впечатлила, тем более что одной из основных задач погружения было сделать качественное подводное видео. И с этой задачей мы справились великолепно. Теперь в нашем архиве появилось первое по-настоящему качественное видео места кораблекрушения. Также были сняты некоторые размеры и обнаружен шильдик, указывающий на то, что перед нами именно миноносец N 208", - рассказал собеседник Interfax-Russia.ru.
Миноносец N 208 (тип Пернов) построили на верфи Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и по частям доставили на пароходе "Херсон" во Владивосток. В течение двух лет мастерские порта собирали корабль, и в 1899 году он вступил в строй, войдя в состав оборонительного отряда Порт-Артура. Осенью 1903 года отряд миноносцев, в который входил 208-й, перебазировали во Владивосток. С началом русско-японской войны зимой 1904 года он стал нести дозорную службу на морских подступах к городу.
4 июля того года стал последним днем жизни корабля. В 5 часов утра отряд русских миноносцев, в который входил 208-й, в соответствии с приказом снялся с бочек в районе бухты Аякс (Русский остров) и взял курс в залив Петра Великого на дежурный обход бухт и островов. Миновав траверз маяка Скрыплева, отряд повернул к острову Аскольд. Неожиданно миноносец сотряс сильный взрыв. Корабль сразу же потерял скорость, кормовой торпедный аппарат и часть самой кормы разворочал взрыв плавающей мины. К счастью, каким-то чудом жертв тогда удалось избежать. Пятеро матросов получили ранения, но остались живы.
Убедившись, что миноносец обречен, его командир приказал позаботиться о раненых товарищах, надеть спасательные пояса и покинуть гибнущий корабль. Как и положено, сам он спрыгнул за борт последним. Через восемь минут после взрыва миноносец встал почти вертикально, а затем с шумом ушел под воду.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".