Interfax-Russia.ru – Российские моряки с траулера "Шериф", застрявшие без денег в Намибии, просят помочь им вернуться на родину.
Часть экипажа большого автономного морозильного траулера (БАТМ) "Шериф" (флаг Перу, судовладелец – перуанская J. Wiludi & Asociados Consul Tores en Pesca S.A.C. Ltd.), который в настоящее время стоит на рейде в главном порту Намибии - Уолфиш-Бей, не может вернуться домой из-за задержек заработной платы.
"Морякам вот уже третий месяц не платят зарплату, не репатриируют на родину. В то время как владельцы судна ведут какой-то спор между собой, тринадцать членов оказались заложниками. Все они россияне", - рассказал агентству "Интерфакс - Дальний Восток" инспектор Международной федерации транспортников (МФТ) во Владивостоке Петр Осичанский.
По его словам, перебоев с водой, продуктами и топливом на судне пока нет, однако компания, с которой моряки заключали контракт, не подключается к решению проблемы. В настоящее время МФТ пытается разобраться в сложившейся ситуации через российских дипломатов, находящихся в Намибии.
"Пытаемся помочь морякам, готовим документы в представительство МИД РФ во Владивостоке, полагаем, что здесь потребуется их вмешательство", - добавил Петр Осичанский.
По информации некоторых СМИ, в середине февраля судно (вместе с командой, состоящей из четырех китайцев и 18 россиян из Приморья) у Brandberg перекупила перуанская компания J. Wiludi & Asociados Consul Tores en Pesca S.A.C. Ltd. Контракты моряков закончились 29 марта. Часть экипажа (8 человек) получила расчет по 15 марта и уже улетела домой. Остальным тринадцати морякам пришлось остаться в Намибии. Своей заработной платы они до сих пор так и не получили.
"Представители компании J. Wiludi из Перу поднимались на борт судна в марте вместе с техническим директором фирмы Brandberg. Свой приезд они объяснили необходимостью осмотра судна, чтобы потом принять решение о его судьбе. С тех пор никакой информации от них не поступало. Местный намибийский офис компании Brandberg, с которой мы заключали контракт, игнорирует нас, ссылаясь на то, что аренда судна окончена, и они к нам не имеют никакого отношения", - говорится в письме моряков в МФТ, отрывок из которого опубликован на сайте Российского профсоюза моряков.
Кроме того, как сообщили в организации, сложности с получением заработной платы возникли также и у нескольких моряков, работавших на теплоходе "Sea Alexa" (флаг Того). Судно задержано и находится в порту Находки (Приморье).
"Задержание произошло из-за жалобы трех членов экипажа по поводу невыплаты заработной платы. Морякам задолжали более 15 тыс. долларов", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) Николай Суханов.
По его словам, экипаж состоит всего из 12 человек, все моряки - жители Приморья. Сначала, как рассказал Суханов, за помощью в профсоюз обратился лишь третий механик, затем к нему присоединились еще старший механик и электрик. Как утверждали члены экипажа, зарплату они не получают уже с декабря 2016 года. Чтобы разобраться в данной ситуации, профсоюз в свою очередь обратился в транспортную прокуратуру и к капитану порта, информация о долге подтвердилась. Теперь судно не сможет покинуть Находку до выплаты заработной платы.
"В настоящее время судно стоит в ремонте в Находкинском судоремонтном заводе, оно планировало выйти из ремонта в конце прошлой недели. Но в связи с возникшими обстоятельствами судно не покинет порт Находка до выполнения всех требований портового контроля", - уточнил Николай Суханов.
Кроме того, Дальневосточная региональная организация Российского профсоюза моряков (ДРВО РПСМ) недавно помогла получить зарплату и экипажу теплохода "Believe" (флаг Сьерра-Леоне), который также состоит из жителей Приморья.
"Моряки обратились за помощью при погрузке в порту Пластун в Приморье, а после судно ушло в японский порт Майдзуру. Здесь на борт теплохода пришли три инспектора портового контроля. Все члены экипажа предоставили заявление о сумме задолженности по зарплате, которая в общей сложности составила более 70 тыс. долларов", - сообщил "Интерфаксу" Николай Суханов.
По его словам, профсоюз и координатор Международной федерации транспортных рабочих в Японии Фусао Охори со своей стороны также представили инспекторам все необходимые документы, чтобы обязать судовладельца погасить долг. В итоге 28 марта судовладелец полностью погасил всю задолженность перед своими сотрудниками.
Впрочем, с невыплатой зарплаты сталкиваются не только российские моряки. Так, к примеру, как рассказали в ДВРО РПСМ, недавно в профсоюзную организацию с просьбой о помощи обратились сирийские матросы, с которыми также не спешила рассчитываться их компания - судовладелец.
"В ДВРО РПСМ поступил звонок из Сирии от бывшего члена экипажа теплохода "Antoine" Абдул Карим Салмана. Он сообщил, что в порт Находка прибыл теплоход "Iskandar" (флаг Мальты) с сирийскими моряками, которым судовладелец задерживает зарплату. Абдул просил оказать содействие своим собратьям и помочь им получить задолженность", - рассказали в профсоюзной организации.
По данным ДВРО РПСМ, экипаж теплохода "Iskandar" состоял из 22 человек: трех ливийцев и 19 моряков из Сирии. Как рассказал один из матросов, афинская компания "Chekka Shipping SA" за два месяца задолжала морякам около 60 тыс. долларов.
"Сразу же после обращения моряка мы поставили в известность портовую администрацию и агента судна. Судовладельцу сообщили, что в случае невыполнения требования моряков, судно будет задержано в порту. Представители "Chekka Shipping SA", узнав о сложившейся ситуации, немедленно расплатились с моряками, и судно, закончив погрузку, направилось в порты Китая", - сказал Суханов.
Напомним, что в августе 2016 года аналогичные проблемы с выплатой заработной платы возникали и у моряков с другого судна "Chekka Shipping" - теплохода "Antoine". Тогда компания-судовладелец задолжала экипажу за 6 месяцев работы несколько десятков тысяч долларов. В итоге часть моряков отказалась выполнять работу на судне до полного погашения долга и потребовала вернуть их на родину. Благодаря помощи ДВРО РПСМ экипажу удалось получить зарплату. После этого трое моряков решили навсегда покинуть судно и вернулись в Сирию.
Чтобы защитить моряков от подобных ситуаций, в этом году властями был принят ряд поправок к Конвенции о труде в морском судоходстве, которые обязывают судовладельцев иметь финансовое обеспечение для репатриации экипажа, а также предполагают наличие денежного резерва для выплаты компенсации при потере человеком трудоспособности или в случае его смерти.
Финансовые гарантии, в соответствии с документом, должны включать в себя стоимость проезда моряка домой, его проживание, питание и медицинскую помощь в пути, а также любые разумные расходы в ходе репатриации. Эти средства могут быть направлены и на погашение задолженности по зарплате, если таковая имеется, но за период до четырех месяцев.
Форма подтверждения таких гарантий разработана администрациями флагов и базируется на предложении группы клубов взаимного страхования P&I. Как сообщает министерство транспорта РФ, в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, страхование по выбору судовладельца может осуществляться у российского или иностранного страховщика, имеющего лицензию, полученную в установленном законом порядке.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook