Interfax-Russia.ru – Нигерийские пираты освободили двух владивостокских моряков, захваченных в плен месяц назад.
Моряки из Владивостока, месяц назад захваченные пиратами в порту города Порт-Харкорт (Нигерия), где они работали на рефрижераторе Breiz Klipper (флаг Кюрасао, судовладелец - SeaTrade Groningen), освобождены из плена.
"Российский капитан Виктор Пикус, старший механик Вячеслав Мельников и филиппинский матрос находятся на свободе в безопасном месте. Со слов капитана, настроение у всех приподнятое", - сообщил "Интерфаксу" посол России в Нигерии Александр Поляков.
Как сообщил 24 марта официальный сайт МИД РФ, моряков освободили вечером 23 марта.
"В настоящее время россияне находятся в безопасности в городе Порт-Харкорт, откуда в течение сегодняшнего дня они будут доставлены в Лагос. Физическое и моральное состояние Виктора Пикуса и Вячеслава Мельникова удовлетворительное. После детального медицинского освидетельствования в российском посольстве будет решаться вопрос о способах и сроках их транспортировки на Родину", - отмечалось в сообщении российского внешнеполитического ведомства.
Как стало известно 26 марта, бывшие пленники уже прилетели в Москву. Ожидается, что в ближайшее время они отправятся во Владивосток.
По данным МИД, вместе с ними пираты отпустили на свободу и филиппинского моряка - матроса Фредерика Вильямора, который также являлся членом экипажа Breiz Klipper.
"Подробности освобождения не сообщаются, скорее всего, был выплачен выкуп. Известно, что в течение некоторого времени пираты предлагали купить захваченных моряков известному Движению за эмансипацию Дельты Нигер, но оно отказалось, так как считает себя политическим движением и не приемлет бандитских действий, что, однако, не мешает боевикам Движения время от времени захватывать заложников", - пишет, в свою очередь, специализированное издание "Морской бюллетень".
Факт внесения выкупа за пленников подтвердили в Российском профессиональном профсоюзе моряков (РПСМ).
"Капитан Виктор Пикус и старший механик Вячеслав Мельников оказались на свободе после того, как бандиты получили денежный выкуп, сумма которого не разглашается", - сообщил РПСМ.
Напомним, что нигерийские пираты взяли моряков в заложники 28 февраля. Они подошли к Breiz Klipper на небольшой лодке, открыли огонь по судну, затем обыскали его и забрали у членов экипажа ценные вещи. Покидая рефрижератор, бандиты взяли в заложники капитана, стармеха и скрылись в неизвестном направлении. По данным Российского профсоюза моряков, в тот момент на борту Breiz Klipper было 16 членов экипажа: восемь граждан России, один украинец, все остальные - филиппинцы.
"Также РПСМ располагает сведениями, что похищенные россияне – капитан Виктор Пикус и старший механик Вячеслав Мельников - родом из Владивостока. Однако Виктор Пикус последнее время проживал в Москве", - уточнял профсоюз.
По его информации, 29 января судно вышло из Санкт-Петербурга в Леруик (Шотландия). Следующими портами захода стали Киллибегс (Ирландия), Лас-Пальмас (Испания) и злополучный Порт-Харкорт.
Долгое время о судьбе пленников вообще ничего не было известно. Их похитители согласились начать переговоры только спустя две недели после нападения на рефрижератор.
"Сегодня посредник, уполномоченный посольствами РФ, Голландии и Филиппин вести переговоры с нигерийскими пиратами, получил возможность поговорить с российскими моряками с теплохода Breiz Klipper. Капитан Виктор Пикус и старший механик Вячеслав Мельников чувствуют себя нормально, а состояние здоровья они оценили как удовлетворительное", - сообщил 13 марта на своем официальном сайте РПСМ со ссылкой на заместителя председателя Тихоокеанской региональной организации Российского профессионального союза моряков Валерия Березинского.
"Теперь мы знаем, что моряки живы, а переговоры по их освобождению ведет опытный посредник, уже имевший дело с пиратами. Некоторое время назад этот человек вызволил из нигерийского плена голландских моряков", - заявил тогда Березинский.
До этого момента нельзя было даже с уверенностью сказать, живы ли вообще моряки.
Между тем, это не первый за последнее время случай, когда россияне оказываются в заложниках у пиратов. В октябре 2011 года, например, нигерийские пираты взяли в плен экипаж танкера Cape Bird (флаг Маршалловых островов, судовладелец - Columbia Deutschland). Это произошло в Атлантическом океане, в 70 морских милях от Лагоса. Всего на борту Cape Bird находилось 20 моряков, и трое из них были жителями Новороссийска. Морским разбойникам удалось захватить всех моряков. Кроме того, в их распоряжение попал и сам танкер. Но, как выяснилось, главным образом пиратов интересовало топливо, которое он перевозил, поэтому вскоре они согласились освободить пленников.
А в марте того же года чуть было не угодили в плен к морским бандитам моряки с российского танкера Asia, принадлежащего ОАО "Новошип". Сомалийские пираты напали на судно в 235 милях к северо-востоку от острова Сокотра (Йемен). Охранникам Asia, к счастью, удалось отбиться от пиратов.
"Быстроходная лодка с тремя людьми на борту попыталась сблизиться с танкером, однако охрана на борту торгового судна открыла предупредительный огонь, после чего лодка развернулась и ушла к пиратскому судну-базе", - сообщил тогда РПСМ.
Кроме того, в тоже время сражаться с сомалийскими пиратами пришлось экипажу танкера Front Alfa (флаг Маршалловых островов, судовладелец – Frontline), на борту которого также работали российские моряки, на этот раз у берегов Омана.
По информации профсоюза моряков, это судно атаковали сразу восемь пиратских лодок. "В момент нападения капитан танкера скомандовал экипажу увеличить скорость, а вооруженная охрана на танкере сделала предупредительные выстрелы. В момент перестрелки все моряки находились в цитадели. Пострадавших нет", - отмечается в сообщении профсоюзной организации.
Примерно месяцем раньше в 250 милях к востоку от острова Сокотра пираты напали на еще одно судно, принадлежащее компании Frontline, - танкер Front Pride, экипаж которого состоял из россиян и филиппинцев. Ему также удалось отразить атаку. На этом теплоходе вооруженной охраны не было, но когда разбойники открыли по нему огонь и попытались забросить борт веревочную лестницу, экипаж Front Pride смог увеличить скорость и "оторваться" от них. Но четверо моряков в результате этого происшествия все-таки пострадали – получили порезы и ссадины.
Обозреватель Вера Широкова