Новосибирск. 10 ноября. ИНТЕРФАКС - Татуировки представителям пазырыкской культуры, жившим на Алтае в VI-III веках до нашей эры, наносились в течение всей жизни, установила международная группа ученых, в которую входили российские специалисты, говорится в статье, опубликованной в научном журнале Antiquity.
"Используя недавно появившуюся цифровую фотографию в ближнем инфракрасном диапазоне с субмиллиметровым разрешением и трёхмерные реконструкции, мы заново изучаем татуировки женщины из Пазырыкской могилы № 5 (открытую в 1970 году - ИФ) и сравниваем результаты с новыми экспериментальными данными и археологическими находками", - говорится в публикации.
Отмечается, что на хорошо сохранившихся человеческих останках из пазырыкской культуры обычно есть татуировки, и, учитывая редкость условий, при которых можно идентифицировать татуировки, можно предположить, что в то время и в этом регионе нанесение татуировок было распространено среди всех социальных слоев.
"Отсутствие повторяющихся изображений или композиций в сохранившихся образцах говорит о том, что к нанесению татуировок в пазырыкской культуре подходили структурированно и осознанно на протяжении всей жизни человека", - уточняется в статье.
В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге была проведена трёхмерная оцифровка женской мумии из пазырыкской гробницы N5 с помощью цифровой фотограмметрии, включающей данные как в видимом, так и в ближнем инфракрасном диапазоне
"Доэлектрические" техники татуировки делятся на две основные категории: пунктурная татуировка и татуировка с надрезом.
При пунктурной татуировке кожа прокалывается заострённым инструментом, который вводит пигмент в эпидермис.
Анализ показывает, что пазырыкский татуировщик использовал для создания знаков более одного инструмента - кончики рогов на татуировке были завершены с помощью отдельного, более тонкого инструмента.
В качестве пигмента для татуировок использовалась сажа, для нанесения татуировок, предположительно, использовались золотые иглы, аналогичные тем, которые были найдены в сарматском поселении Филипповка-1 на Южном Урале, а также гипотетического "многоточечного" инструмента.
Татуировки на правом и левом предплечьях (в обоих случаях это сцены борьбы животных), выполнялись, скорее всего, разными мастерами, о чем свидетельствует более тщательная проработка деталей и большее разнообразие визуальных приёмов в татуировках на правом предплечье по сравнению с левым.
"Для нанесения татуировки на правое предплечье, скорее всего, потребовалось как минимум два сеанса, начиная с изображения копытного животного на запястье. Такое продуманное расположение позволяет использовать контуры запястья для улучшения формы копытного животного, благодаря чему татуировка плавно переходит на руку. Это решение демонстрирует мастерство художника, а также делает центральное изображение животного главным элементом дизайна. Использование фокусных точек и направленного потока реализовано на правом предплечье, где вертикальное расположение брюха и рогов двух копытных животных образует ось композиции. Татуировщик умело применил и расширил правила перспективы, изобразив головы леопарда и верхнего тигра повернутыми к зрителю. Такое фронтальное расположение редко встречается в классической пазырыкской татуировке и нехарактерно для традиционного скифского искусства в зверином стиле, что указывает на отход от канонов", - отмечают авторы.
Также отмечается, что посмертные порезы, связанные с подготовкой к погребению, проходят через татуировки на предплечье женщины из пазырыкской могилы № 5.
"Очевидное пренебрежение к сохранению татуировок при подготовке пазырыкских захоронений говорит о том, что социальная или духовная функция этих знаков заканчивалась со смертью человека. Таким образом, мы предполагаем, что татуировки пазырыкцев были тесно связаны с миром живых и имели ограниченное значение в контексте погребения", - считают исследователи.
Пазырыкская культура относится к железному веку (VI-III вв. до н.э.), а ее носители обитали на смежных территориях нынешней России (Горный Алтай), Казахстана и Монголии. Для погребений этой культуры характерны так называемые "замерзшие могилы", где в толще древнего льда сохраняются предметы из органических материалов (дерева, кожи, ткани), а также забальзамированные тела людей. Пазырыкская культура, отличающаяся особым конским снаряжением, оружием и декоративным стилем, была частью так называемого "скифского мира" - обширного региона Евразийской степи, простиравшейся от Северного Китая до Восточной Европы.
Первые научные экспедиции на Алтай были организованы Василием Радловым в XIX веке, который обнаружил первые "замороженные" гробницы, современные археологические знания о курганных памятниках с подземными погребальными камерами начали формироваться только после раскопок, проведенных Михаилом Грязновым и Сергеем Руденко в 1920-х и 1940-х годах.
В 1995 году на горно-алтайском плато Укок было найдено непотревоженное "замерзшее" погребение с мумией знатной женщины, получившей широкую известность как "алтайская принцесса", которая в настоящее время хранится в Горно-Алтайске.
Строительство кампуса "Байкал" в Бурятии начнется в 2026 г