Россия / Эксклюзив 10 декабря 2025 г. 16:23

Спикер парламента Красноярского края Алексей Додатко:

"Край делает акцент на проекты для людей"

Дефицит регионального бюджета-2026 в Красноярском крае называют значительным, при этом сам документ - сбалансированным и социально ориентированным. Спикер Законодательного Собрания края Алексей Додатко объяснил "Интерфаксу", почему разрыв в 75 млрд рублей - организационно-технический, и как удалось более половины всех бюджетных средств направить на социальную сферу.

© Пресс-служба Законодательного собрания Красноярского края. Андрей Бурмистров

- Алексей Игоревич, краевой бюджет-2026 называют "сбалансированным". В чем выражается эта сбалансированность, учитывая разницу между величиной доходов и расходов?

- Бюджет Красноярского края на 2026 год - это очень четкое соотношение между конкретными, максимально детализированными расходами и устойчивыми источниками поступлений. Доходы - 452,3 млрд рублей, расходы - 527,4 млрд рублей.

Львиная доля дефицита бюджета покрывается за счет казначейского инфраструктурного кредита, который направлен из федерального бюджета на строительство метротрамвая, плюс - остатки текущего года, которые пойдут на следующий год. Таким образом, дефицит, о котором Вы говорите, носит, скажем так, организационно-технический характер.

При этом с точки зрения финансовых источников, с одной стороны, бюджетные решения, действительно, предопределяют всю дальнейшую деятельность системы государственной власти, направления развития экономики, создание новых объектов, инфраструктуры и так далее, а с другой - являются производными политики в той или иной сфере. В этом смысле речь идет, прежде всего, о национальных целях, сформулированных президентом страны и выраженных в виде государственных программ - федеральных и региональных, финансирование которых включается в бюджеты различных уровней. Причем логика этих проектов существенно поменялась за последнее время: если раньше они касались вопросов развития инфраструктуры и измерялись в "километрах", "тоннах" и пр., то сейчас эта логика связана непосредственно с жизнью человека: с деторождением, активным долголетием, самореализацией в обществе, поддержкой молодежи, образованием.

Поэтому, конечно, именно бюджетный процесс во многом определяет текущую деятельность депутатского корпуса, но сам по себе, как решение, обусловлен названными стратегическими направлениями государственной политики.

- В 2026 году дефицит составит 75 млрд рублей. Что стоит за этой цифрой?

- Если говорить об устройстве бюджета, то это - объемный разноплановый организм, который формировался на протяжении не одного десятилетия, и который очень крепко впаян в экономические процессы общероссийского и даже глобального уровня.

Но при этом мы понимаем, насколько серьезно сегодня воздействуют на бюджет Красноярского края, на уровень принимаемых краем решений факторы макроэкономики и геополитики. Насколько эти факторы, скажем так, неблагоприятны, причем не только с точки зрения конъюнктурных моментов, связанных с санкциями, вследствие которых наши крупные производители ограничены в доступе к рынкам технологий и запчастей и к рынкам сбыта, а в целом, когда мировая экономика демонстрирует тенденцию к замедлению роста, и наблюдается масса факторов, которые свидетельствуют о заметном охлаждении мировой экономической коммуникации. И все это вместе накладывается на те обстоятельства, в которых мы сформировали закон о краевом бюджете.

Поэтому, когда мы говорим о сбалансированности, мы имеем в виду, что закрепленная бюджетом экономическая политика края позволяет реализовываться нашим крупным инвестиционным проектам даже в условиях санкционного давления. Налоговая политика государства на уровне субъекта, связанная с взаимоотношениями с налогоплательщиками, тоже компенсирует это давление. Кроме этого бюджет сбалансирован и с бухгалтерской точки зрения. То есть мы понимаем, откуда и в каких размерах у нас берутся средства и в доходной его части, и в расходной.

Не забывайте также о том, что за последние годы как раз для того, чтобы бремя обслуживания долга дополнительно не довлело над бюджетом, в более "прибыльные" годы значительная часть средств направлялась на то, чтобы оптимизировать этот самый долг. Доля коммерческих заимствований, которые наиболее невыгодны и дороги в обслуживании, сокращены до исторического минимума. Ситуация в этом плане абсолютно управляемая.

- Как в парламенте контролируют вопрос бюджетной дисциплины, целевого расходования средств бюджета?

- Собственно вопросы финансового контроля регулируют соответствующие органы, институты, правоохранители, которые обязаны осуществлять этот самый контроль.

Есть Счетная палата (СП), которая действует как орган, в том числе, финансового контроля. У парламента, в свою очередь, есть право внесения предложений в план контрольных мероприятий СП, связанных с фактической реализацией бюджета.

Затем в наших комитетах вместе с коллегами из Счетной палаты мы рассматриваем результаты проведенных контрольных мероприятий, предлагая исполнительной власти какие-то финансовые решения, внося коррективы.

Например можно деньги выделить, а объект не получить. Подрядчик - не качественный, торги проведены не вовремя, здесь что-то не учли, тут экспертизу не прошли: все это контролируется, фиксируется и исправляется.

У нас растет бюджет развития региона, предполагающий новые стройки и объекты, количество которых измеряется десятками в разных отраслях. И здесь финансовый контроль необходим, чтобы обеспечить бесперебойный процесс всех элементов системы, которая воплощает в жизнь принятые бюджетные решения. Без финансовой дисциплины невозможно обеспечить выделение средств, прозрачное проведение торгов на уровне муниципалитетов, контроль за работой подрядчиков, вовлечение жителей в формирование бюджета.

Есть вещи, которые требуется обобщать - в той же практике проведения торгов, например, по городскому благоустройству: когда их лучше объявить, как лучше сформулировать техническое задание. Мы проводим "круглые столы", планерки, организуем площадки для диалога между органами местного самоуправления, подрядчиками и депутатским корпусом. И сразу, что называется, не выходя из ВКС-режима или зала заседания, принимаются какие-то оперативные решения, связанные с корректировкой тех или иных процессов. То есть финансовый и практический контроль за реализацией проектов постоянен.

- Вы затронули тему бюджета развития региона. В 2026 году на эти цели сумма запланирована - и правда - существенная - более 100 млрд рублей. На что будут направлены эти деньги, и как это развитие смогут ощутить на себе жители региона?

- Бюджет развития год от года увеличивается: в 2025 году - 99 млрд рублей, в 2026 - 103 млрд рублей. В этой сумме 27 млрд рублей - это межбюджетные трансферты муниципальным образованиям на различные социальные задачи.

В перечне строек - 119 объектов на три года, среди них есть достаточно финансово емкие, в том числе, в рамках подготовки Красноярска к 400-летию. Новые объекты появятся в более чем 70% муниципальных образований края. Из общего числа объектов более двух третей - социальные, больше всего в сфере образования: школы, техникумы, интернаты, детские сады (в Канске, Филимонове, Атаманове, Солонцовском сельсовете).

Впервые мы масштабируем программу в отрасли культуры по строительству детских школ искусств. Запланировано строительство 5 школ (в Нижнем Ингаше, городах Уяр и Ужур, а также в селах Каратузское и Идринское); никогда раньше их не строили в таких количествах. Кроме того, появятся семь досуговых центров.

Расходы на дороги и транспорт составят порядка 40% бюджета развития, из них половина (около 20 млрд рублей) - на метротрамвай.

Предусмотрено строительство спортивных объектов (крытых спортивных площадок, физкультурно-оздоровительных комплексов), поликлиник, больниц. Не забыты объекты ЖКХ (очистные сооружения, котельные, сети).

- Как учтены интересы АПК в бюджете Красноярского края на 2026 год? Аграрное сообщество нередко поднимает вопрос о недостаточной поддержке отрасли.

- Поддержка сельского хозяйства является одной из приоритетных для депутатского корпуса, и мы держим ее на постоянном контроле. Хочу сразу отметить, что Красноярский край демонстрирует последовательный курс на укрепление агропромышленного комплекса. В проекте бюджета на 2026 год на поддержку АПК предусмотрен солидный объем финансирования - 10,8 млрд рублей.

Эти средства не "размазаны" по отрасли, а имеют четкую адресную направленность. Например, 1,6 млрд рублей будет направлено на субсидии для приобретения современной техники и оборудования, 1,4 млрд рублей - на поддержку животноводства, 1 млрд рублей - на развитие растениеводства.

Красноярский край по праву входит в число лидеров в России по господдержке АПК, занимая второе место по инвестиционной деятельности, на которую в будущем году заложено 746,3 млн рублей. Именно за счет этих средств в регионе модернизируются и строятся современные сельхозкомплексы. Наши урожаи зерна - одни из самых высоких в Сибири, а объем господдержки в СФО - самый значительный.

Однако вектор нашего внимания сейчас - определить наиболее эффективные направления вложений в АПК. Деньги должны давать максимальную отдачу в виде роста производительности, валового продукта и новых предприятий по переработке. Мы не можем закрывать глаза на проблемы, которые сдерживают отрасль: это и острый дефицит квалифицированных кадров на селе, и высокая ключевая ставка (ЦБ РФ - ИФ), затрудняющая кредитование, и запредельные цены на новую технику и ее обслуживание. При этом важно и нужно понимать: бюджетные программы направлены не только на поддержку бизнеса, но и возрождение села, в целом.

Например, 528,9 млн рублей выделено на жилищные программы. Они нацелены на решение кадрового вопроса, но, в первую очередь, дают возможность людям обустраивать жизнь в сельских территориях.

Более 150 млн рублей запланировано на поддержку личных подсобных хозяйств, которые помогают сельским жителям кормить семьи, увереннее смотреть в будущее. Есть программы поддержки сельской медицины и образования, которые формируют доступ к качественным услугам прямо на месте. Это один из приоритетов.

- Более половины бюджета в 2026 году планируется направить на социальную сферу. В чем пришлось сэкономить, чтобы была возможность направить такие крупные суммы именно на "социалку"?

- Действительно, в 2026 году на образование выделено 123,8 млрд рублей, на здравоохранение - 81,5 млрд рублей, на соцподдержку - 62,1 млрд рублей.

Перераспределение статей бюджета затронуло второстепенные проекты и закупки, финансирование части которых перенесено на 2027-2028 годы. Оптимизация позволила сфокусировать ресурсы на ключевых социальных вопросах: детских больницах, школах, жилье для сирот и переселенцев, индексации зарплат бюджетников и лекарственном обеспечении.

- Алексей Игоревич, расскажите подробнее о ключевых проектах в образовании. Почему сейчас столько внимания уделяется этой сфере?

- В целом на повышение качества профессионального образования за три года будет направлено свыше 40 млрд рублей. Средства пойдут на повышение квалификации преподавателей, приобретение учебного оборудования, социальную поддержку учащихся.

Приоритет также отдан проектам по модернизации и ремонту школ, техникумов, строительству детских садов, организации школьного питания. Перечень строек на три года включает новые детские сады, несколько школ на 550 учащихся, малоформатные учебные центры, спортивные комплексы для техникумов.

Планируется завершить капитальный ремонт в 27 школах края. На эти цели выделено более 3 млрд рублей. Среди объектов, которые планируется сдать в ближайшие три года: Красноярский краевой Дворец пионеров, которому предстоит масштабная реконструкция, Мариинская женская гимназия на 525 мест в Красноярске, Минусинский кадетский корпус на 475 человек.

Почти 5 млрд рублей предусмотрено на масштабную программу по ремонту, техническому оснащению, благоустройству территорий учреждений.

Кроме того, на сохранение и развитие материально-технической базы муниципальных загородных оздоровительных лагерей планируется ежегодно направлять более 273 млн рублей. Это позволит приводить в порядок до 15 лагерей в год.

Более 9 млрд рублей за три года составит финансирование регионального проекта "Педагоги и наставники", который предполагает, в том числе, ежемесячные выплаты за классное руководство и кураторство.

- Если говорить о здравоохранении, то, прежде всего, напрашивается вопрос о создании медицинских округов. С чем связано их появление?

- Необходимость этих преобразований подтверждают сами медработники, что показали рабочие поездки депутатов в Канск и Богучанский округ.

Суть концепции заключается в устранении административных барьеров между учреждениями. При этом вся существующая инфраструктура (ФАПы, амбулатории, районные больницы) сохранится и продолжит работать.

Таким образом, получится эффективнее использовать ресурсы, а главное – пациенты смогут получать первичную и специализированную помощь в ближайшей больнице или поликлинике, а не только по месту прикрепления. Для жителей удаленных территорий это особенно актуально.

Параллельно в крае продолжается развитие социальной сферы. Успешно работают центры комплексной поддержки семей с детьми, где можно получить социальные, юридические, психологические и медицинские консультации. Кроме того, краевой парламент внес изменения в закон, позволяющие многодетным семьям в новом году воспользоваться услугами социальной няни, в том числе для ухода за детьми с особыми потребностями. Запланировано строительство нового корпуса пансионата "Солнечный" для пожилых людей и инвалидов.

- Перейдем к новой системе местного самоуправления. Один из аргументов – изменение типа хозяйствования. Это так?

- Важным фактором для преобразований в сфере местного самоуправления стал изменившийся тип хозяйствования. Хотя сама хозяйственная деятельность по-прежнему распределена по всей территории, ее характер стал иным. Сегодня благодаря технике и агрокультуре меньшему количеству людей требуется меньше времени, чтобы производить больше и хозяйствовать эффективнее. Это объективный факт, и мы видим, как высвобождаемое население мигрирует в районные центры – в некоторых территориях там уже проживает до 80% жителей.

Исторически территориальное деление определялось двумя факторами: историко-географическими условиями (естественные преграды, пути сообщения) и типом хозяйственной деятельности (колхозы, лесоучастки). Сегодня изменилось и то, и другое: выросла транспортная доступность, а формы хозяйствования стали другими. Системообразующими теперь являются управление финансами и новые экономические модели.

С финансовой точки зрения, значительная часть территорий края – дотационные. Управлять бюджетом территории с населением в 20 или 40 тысяч человек – сопоставимые по сложности задачи. Однако при двухуровневой модели процедура выделения средств, например, на ремонт конкретной школы была крайне громоздкой: требовалось проходить цепочку согласований через сельсовет, районный совет и краевой бюджет. Это затрудняло оперативное управление. Когда федеральный законодатель предоставил возможность перехода на одноуровневую модель, Красноярский край этим воспользовался – к этому моменту 12 территорий уже перешли на такую систему. Опыт показал, что она эффективнее.

Главный вопрос, который беспокоил людей: "Не придется ли теперь ездить за государственными услугами в окружной центр?" На примере уже перешедших территорий отработан механизм сохранения доступности услуг через территориальные представительства. Для жителя не имеет значения, где физически ведется база данных – важно, чтобы льготу или справку ему назначили и начислили по месту жительства.

Второй важный вопрос – ценностный: как сохранить чувство малой родины, локальную самобытность? По инициативе депутатов Законодательного собрания был разработан указ губернатора о сохранении культурной идентичности. Мы также развиваем грантовые программы, вводя номинации для ТОСов, чтобы жители могли получать поддержку для создания творческих коллективов, организации и проведения местных фестивалей и мероприятий. Таким образом, у людей появляются инструменты для сохранения своей самоидентификации.

- Большой резонанс в обществе вызвал принятый в Красноярском крае закон о содержании безнадзорных животных. Как парламенту удалось соотнести позиции сторонников разных подходов?

- Мы приняли закон, который устанавливает дополнительные меры ответственности для владельцев. Проблема с бездомными собаками, на наш взгляд, во многом порождается безответственностью хозяев. Поэтому, чтобы прекратить это "стихийное заселение" общественных пространств, мы вводим в практику требование по учету животных через ветслужбу.

Продолжаем практиковать позитивно зарекомендовавший себя механизм "отлов-стерилизация-вакцинация-возврат". Но, с учетом трагических случаев, формулируем понятие "агрессивная собака". В отношении таких случаев принимается решение о безболезненном усыплении, а не о пожизненном содержании за бюджетный счет. Оценка агрессивности – комиссионная, с участием ветеринаров и кинологов.

Принятием закона мы создали большой объем задач для исполнительной власти и органов местного самоуправления. Должна быть инфраструктура: приюты, ветеринары. Темпы изъятия должны быть адекватны. Нужны стандарты: содержания в приютах, признания собаки агрессивной, гуманного усыпления. Мы видим, что некоторые приюты превращаются в "тюрьму" и бизнес на бюджете. Разве в этом гуманность?

Мы исходили и исходим из того, что ценность человеческой жизни должна быть выше, и, мне кажется, в принятом решении мы нашли равновесие между позициями тех, кто изначально критиковал нас за излишнюю мягкость, а кто-то – за жестокость.

- И напоследок традиционный вопрос о планах. Расскажите о ключевых законодательных векторах на ближайшее будущее.

- Сейчас 90% нормотворчества – это корректировки уже принятых законов. Я бы выделил несколько направлений.

Первое – "государство для человека", которое предполагает проактивное назначение льгот, инициативное бюджетирование, вовлечение граждан в бюджетный процесс.

Второе – это технологическое лидерство. Это поддержка прорывных разработок (беспилотники, цифровизация АПК и лесного комплекса), создание научно-технологических площадок, стипендии для ученых.

Третье направление – поддержка семей и демография. Это ключевой вызов современности. Мы ищем формулы, которые дадут устойчивый результат. Уже ввели льготы многодетным на посещение краевых спортобъектов, хотим распространить закон и на муниципальные.

И, наконец, четвертое – местное самоуправление. Как известно, в 2027 году вступят в силу новые федеральные нормы, и 2026-й будет переходным для формирования бюджета уже под новые полномочия местного самоуправления. Это большой пласт работы.

Самое важное и интересное"Интерфакс-Россия" в МАХ