Дальний Восток / Эксклюзив 15 декабря 2025 г. 11:50

Губернатор Камчатки Владимир Солодов:

"Расселение ветхого жилья в регионе после мощного землетрясения - вопрос безопасности, а не просто комфорта"

Губернатор Камчатского края Владимир Солодов в интервью "Интерфаксу" рассказал о приоритетах развития ключевых отраслей региона. Среди основных тем - меры поддержки рыбохозяйственного комплекса, реализация масштабной программы расселения аварийного жилья после землетрясения, проекты в сфере геотермальной энергетики и туристической инфраструктуры, а также транспортные проблемы, включая авиаперевозки и северный завоз.

© Пресс-служба правительства Камчатского края. Павел Петровский

- Владимир Викторович, начнем с ведущей отрасли региона - рыбодобывающей. Как обстояли дела с промыслом в 2025 году и хватает ли береговой инфраструктуры для переработки улова?

- Этот год для Камчатки был более удачным, чем предыдущий. Не рекордным, но - крепким по уловам. Это сразу положительно повлияло на показатели экономики региона, промышленного производства и инвестиций. Однако отрасль находится в непростом положении из-за общей макроэкономической ситуации и высокого уровня закредитованности предприятий, которые активно участвовали в программе инвестиционных квот.

Сейчас идет процесс перезаключения договоров на пользование рыбохозяйственными участками лососевых пород, который продолжится в 2026 году. Благодаря поддержке властей страны, мы выработали конфигурацию, согласованную с правительством РФ, благодаря которой добросовестные рыбодобытчики имеют преимущественное право на перезаключение при внесении определенного платежа. Этот достаточно существенный платеж пойдет в федеральный и региональный бюджеты. Мы благодаря этим средствам разрабатываем системную программу развития опорных рыбацких поселков, куда они и будут направлены.

Одна из ключевых задач - увеличение поставок на внутренний рынок. Здесь уже есть серьезные результаты. Например, поставки минтая выросли более чем на 30%. Мы видим дальнейшую диверсификацию продукции. Скажем, одна из российских сетей быстрого питания использует для своих изделий дальневосточный минтай, добываемый в наших водах, это - пример глубокой переработки. Мы работаем с правительством над дополнительными мерами поддержки транспортировки рыбы.

Текущие мощности обеспечивают переработку в полном объеме, но мы планируем развивать холодильные мощности и прибрежные кластеры хранения. Я вижу Камчатку ключевым хабом для концентрации водных биоресурсов с соблюдением холодовой цепи при логистике в регионы потребления. Рыбохозяйственный комплекс дает серьезный импульс смежным отраслям. Так, объем судоремонта на Камчатке за последнее время увеличился в четыре раза, реализуется проект судоремонтного кластера, растет число рабочих мест.

- Если заговорили о судоремонте, то как обстоят дела с судостроением? Будет ли увеличиваться объем строительства судов на местных верфях?

- Это зависит от общего контекста. Нам важно, чтобы инвестиционные проекты, инициированные в рамках первого и второго этапов инвестиционных квот, были завершены. Ответ во многом - на стороне судостроительных верфей, которые находятся в непростом положении и задерживают сдачу ряда судов, особенно больших супертраулеров. В то же время мы наращиваем и собственные возможности, пока в сегменте маломерного флота, и рассчитываем на продолжение этой работы.

- Удалось ли в этом году нарастить объемы поставок рыбопродукции по Северному морскому пути, хватает ли флота?

- Первые субсидированные поставки были еще в 2021 году. Мы видим востребованность этого канала, но для существенных объемов необходимы регулярные перевозки. Пока мы не придем к режиму "электрички" - регулярным рейсам по расписанию - системно направлять большие объемы не получится. Разовые рейсы - не системное решение. Пока все упирается в возможности флота, но мы прорабатываем механизм обеспечения регулярных поставок. Это не панацея, но важное дополнение к традиционному железнодорожному пути.

- Вы обращались с просьбой увеличить лимиты субсидирования тарифа для поставок рыбы в центральные регионы. О каких объемах идет речь?

- Речь - именно о субсидировании железнодорожного тарифа. Это действенная мера, но выделяемые объемы быстро выбираются. В 2025 году все лимиты этой поддержки были исчерпаны уже в марте. Это значит, что поставки после марта априори были лишены возможности на нее претендовать. Мы сейчас работаем над тем, чтобы были прозрачные правила и возможность пользоваться этой мерой в течение всего года. Конкретный объем выделяемых средств будет зависеть от бюджетных возможностей, мы понимаем сложности федерального бюджета.

- Существует ли проблема с кадрами в рыбодобывающей отрасли? Каких специалистов не хватает?

- Кадровая проблема, я считаю, самая острая, она даже опережает вопросы финансирования. Наибольшая востребованность - в квалифицированных рабочих и инженерных специальностях. Мы совместно с Камчатским государственным техническим университетом, колледжами и техникумами наращиваем объем и, главное, качество подготовки кадров. Реализуем новые программы во взаимодействии с работодателями. Современное оснащение и практико-ориентированное обучение приводят к росту востребованности этих профессий у молодежи.

Приоритет - задействование в рыбохозяйственном комплексе местных кадров и постепенное замещение вахтовых работников. Серьезный эффект дает механизм студотрядов: количество ребят, приезжающих на сезон, выросло в четыре раза за последние годы. Сегодня это - уже значимая доля от рабочих рук, привлекаемых на сезон. Они приезжают со всей России, в том числе, с Камчатки. Это позволяет получить уникальный опыт, заработать, и работодатели берут их с удовольствием. Это направление мы будем продолжать не только в рыбохозяйственном комплексе, но и в туризме, и в строительстве.

- Июльское землетрясение, ставшее сильнейшим с 1952 года, вновь обострило проблему ветхого жилья в регионе. Вы обращались за поддержкой в федеральный центр. Какой помощи ждете?

- Ситуация острая. Текущий объем расселения ветхого аварийного жилья абсолютно недостаточен. Приведу цифры по Петропавловску-Камчатскому: в программе расселения признаны аварийными (по состоянию на 1 января 2022 года) 107 домов, а расселить можем по выделяемой программе только 37 - меньше трети. После 2022 года признаны аварийными еще 140 домов, плюс - пострадавшие от землетрясения. Таким образом, мы удовлетворяем лишь 15-20% потребности расселения.

Нам надо серьезно нарастить объемы. Мы провели скрупулезный анализ всех домов, пострадавших от мощного землетрясения и последовавших за ним афтершоков. Выявили 55 наиболее поврежденных. Из них примерно 12 домов требуют первоочередного расселения, еще 43 - капитального ремонта или реконструкции. Сейчас работаем с правительством РФ по определению конкретных механизмов. Я понимаю дефицит федерального бюджета, но считаю, что в рамках общей программы необходимо приоритизировать такие регионы, как Камчатка, где расселение ветхого жилья - это вопрос безопасности в прямом смысле слова, а не просто комфорта. Рассчитываю, что в рамках поручений президента мы сможем согласовать и ритмично финансировать пятилетнюю программу расселения.

- В какие сроки запланировано проектирование и строительство Мутновской ГеоЭС-2? Каковы объемы вложений?

- Геотермальная энергетика для нас - безусловный приоритет. Поэтому принято решение создать на полуострове национальный исследовательский центр по геотермальной энергетике при поддержке Минобрнауки РФ. Он объединит ученых со всей страны, а базой выступит Камчатский университет имени Витуса Беринга. Компонентом этого центра станет создание новых станций для отработки технологий.

Возвращаясь к Мутновской-2: у нее будет новое название - "Скалистая ГеоЭС". Станция будет с более эффективной выработкой благодаря новым технологиям, включая бинарный цикл. Сейчас идет проектирование. Это сложный инженерный комплекс, поэтому проектирование займет несколько лет, и только после этого можно будет говорить о точках финансирования и строительстве. Строительство - это уже за горизонтом 2030 года. Этот проект позволит нарастить компетенции, и параллельно будут реализовываться более компактные программы бурения, выработки и подготовки кадров. Спрос со стороны зарубежных партнеров высокий, это - флагманское направление.

- Регион приступает к строительству объездной дороги Петропавловска-Камчатского от ТЭЦ-1 до ТЭЦ-2, стоимость работ оценена в 6,3 млрд рублей. Как будет развиваться проект? Этот отрезок первый, а дальше будут проектироваться новые?

- Проект - долгожданный, обсуждается более десяти лет. Он нужен, чтобы разгрузить единственную связывающую южную и северную части города артерию, которая, например, при сильном снегопаде может быть заблокирована, создавая предпосылки для ЧС. Первый этап, который мы сейчас реализуем, - самый главный, он расшивает доступ к южной части города. Мы рассчитываем уложиться в трехлетку и завершить строительство в 2028 году, начав движение по новому участку. Параллельно будем модернизировать уличную сеть на прилегающих территориях.

Следующие этапы тоже важны для оптимизации дорожно-транспортной структуры города. Мы их параллельно проектируем и будем поэтапно обосновывать необходимость реализации.

- В 2023 году Вы говорили о стагнации рынка газомоторного топлива в регионе. Есть ли позитивные изменения?

- Драйвером развития выступает крупнотоннажная техника. Мы практически все новые пассажирские автобусы приобретаем только на газомоторном топливе. Эффективность их использования в три раза выше, чем у дизельных. Приведу пример: новые дизельные автобусы с небольшим пробегом простаивают в гаражах, потому что эксплуатация на газе экономически выгоднее. Переоборудование личного автотранспорта идет существенно медленнее из-за технических сложностей и неотработанных технологий, особенно для старых автомобилей, часто японского производства. Но работу по переводу автобусов и грузовой техники будем продолжать - экономический эффект очень серьезный.

- В этом году запущен новый аэропортовый терминал. Расширилась ли география полетов? Появились ли субсидированные рейсы, например, в Приморье?

- Мы работаем над расширением географии. Новый терминал - это задел на десятилетия. Мы в приоритете расширяем программу субсидирования, договоренности есть, и первые субсидированные рейсы, в том числе прямые, уже были. Но меня не устраивает, как программа реализуется. К сожалению все упирается в катастрофическую нехватку провозных мощностей у перевозчиков. Субсидированные билеты есть, но купить их на практике жители практически не могут из-за дефицита мест. Дефицит - очень серьезный.

Я буду работать с Росавиацией и перевозчиком, чтобы в 2026 году на самых популярных направлениях объемы мощностей были увеличены. Сейчас вопрос даже не в отсутствии субсидий, а в физическом количестве рейсов. Не хватает самолетов.

Помимо этого, мы работаем над запуском международных рейсов, которые практически не осуществлялись с 2020 года. С китайскими коллегами прорабатываем возможность прямых рейсов. Международный терминал заработает с середины 2026 года, но важно подойти к этому с готовностью перевозчиков.

- Как изменилась туристическая инфраструктура Камчатки в 2025 году? Когда будет завершен проект "Три вулкана"?

- Мы последовательно реализуем стратегию, делая ставку на развитие наземного туризма как более доступной альтернативы вертолетному. В 2025 году мы запустили асфальтовую дорогу на Халактырский пляж. В прошлом году запустили дорогу на "Зеленовские озерки", что дало импульс гостиничному строительству. Завершается строительство дороги в район Вилючинского перевала, где создается парк "Три вулкана". Также планомерно асфальтируем и другие дороги, комбинируя социальные потребности жителей и туристический потенциал.

Второе направление - расширение сезонности, активизация зимнего и делового туризма. Третье - расширение способов попадания на Камчатку. Мы рассчитываем на запуск круизного сообщения с Приморьем и Сахалином. Сейчас на финальной стадии - согласование приобретения судна частным оператором с господдержкой. Если все состоится, это станет поворотной точкой в развитии туризма. Для меня также важен приоритет увеличения доли местных жителей в туристических потоках.

- Как в этом году прошел северный завоз? Удалось ли создать достаточные запасы?

- Завоз грузов в северные отдаленные поселки проходил непросто. Ряд судов выбыл из процесса, поэтому определенные перебои, я не скрою, были. Они не влияют на жизнеобеспечение, отопительный сезон и товары первой необходимости, но сложности есть, особенно с доставкой на западное побережье. Сейчас ждем открытия зимника с середины января для обеспечения ритмичности поставок.

На 2026 год мы предпринимаем меры, чтобы нарастить объем рейсов и количество судов, а также сделать эту работу более системной, добавив господдержку предпринимателям. Кроме того, в 2026 году рассчитываем войти в системную работу с оператором северного завоза - "Росатомом" - по поставкам топливно-энергетических ресурсов в Петропавловск-Камчатский. Сокращение морского плеча из Владивостока - ключевой фактор для снижения инфляции.

Самое важное и интересное"Интерфакс-Россия" в МАХ