Дальний Восток / Эксклюзив 19 сентября 2025 г. 15:01

Первый заместитель генерального директора НСЗК Валерий Забродин:

"Планируем до 2030г выйти на публичный рынок, такую задачу ставят акционеры"

Группа компаний "Новый сухопутный зерновой коридор" (НСЗК) в 2024 году в Забайкалье ввела в эксплуатацию терминал по перевалке зерна мощностью 8 млн тонн. Помимо этого проекта, холдинг реализует ряд других, а на полях Восточного экономического форума заявил о новых инициативах. О стратегии группы и подробностях подписанных соглашений в интервью "Интерфаксу" рассказал первый заместитель генерального директора НСЗК Валерий Забродин.

© ГК "НСЗК"

- Расскажите о структуре холдинга. Чем вы занимаетесь помимо перевалки в Забайкалье?

- ГК "НСЗК" - это холдинговая компания и одновременно оператор программы "Новый сухопутный зерновой коридор Россия - Китай". В Новосибирске у нас располагается офис основного трейдера-экспортера - ООО "ЭПТ". В Забайкальске - "Забайкальский зерновой терминал" (ЗЗТ) - крупнейший в Евразии специализированный сухопутный зерновой терминал. Там же, в Забайкальске, у нас есть еще одна компания - "Контейнерный терминал Забайкальск" (КТЗ), которая займется реализацией проекта транспортно-логистического центра (ТЛЦ). Также у нас созданы дочерние компании на Ближнем Востоке (в Дубае) и в Центральной Азии (в Казахстане), сейчас они на этапе формирования горизонтальных и вертикальных связей и клиентской базы.

- Чем будут заниматься новые компании на Дальнем Востоке?

- "Контейнерный терминал Забайкальск" - это тот проект, по поводу которого мы подписали соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) и с Забайкальским краем. Мы хотим, чтобы Забайкалье стало логистическим центром. Этот проект предусматривает строительство транспортно-логистического центра с контейнерным терминалом и под наши собственные нужды, и под нужды других экспортеров и импортеров. Планируемая мощность объекта составит до 400 тыс. TEU в год. В проект будет вложено порядка 11 млрд рублей и создано около 200 рабочих мест. По плану, он будет расположен рядом с ЗЗТ, всего в 4 км от границы с Китаем. Возможно, этот проект мы будем реализовывать в партнерстве с Газпромбанком (MOEX: GZPR) - об этом мы подписывали соглашение еще на ПМЭФ (с дочерней структурой Газпромбанка) - он предполагает также и строительство индустриального парка, где будут располагаться резиденты, различные производства и так далее.

Почему это интересно НСЗК и нашим партнерам в КНР, думаю, достаточно очевидно. Сейчас они отправляют к нам пустые вагоны под погрузку зерна. С появлением ТЛЦ и КТЗ мы сможем обеспечить их полноценную загрузку не только в рамках экспорта, но и импорта товаров. Уже проведены переговоры с крупнейшими маркетплейсами (в том числе китайскими), Забайкальск имеет все шансы стать одним из ключевых логистических хабов Дальнего Востока.

Что касается индустриального парка, слишком подробно я рассказать здесь не могу, поскольку это проект не наш, а Газпромбанка. Если мы с ними вступаем в партнерство по строительству ТЛЦ, то будем способствовать и помогать им с наполнением индустриального парка новыми резидентами. Вся инфраструктура будет практически единой - Забайкальского зернового терминала, КТЗ, ТЛЦ, индустриального парка.

Власти Забайкальского края видят в этом проекте большую перспективу. Ведь в этом году принят закон о международных территориях опережающего развития (МТОР). Два наших проекта, КТЗ и кластер в Еврейской автономной области (ЕАО), вошли в тройку российско-китайских зон сельскохозяйственного сотрудничества, предложенных Минвостокразвития РФ китайским коллегам для реализации в рамках МТОР. Как все это будет работать, мы пока до конца не понимаем. В любом случае, власти Забайкальского края будут принимать активное участие в реализации проекта.

В целом, судя по последним событиям, учитывая визит нашего президента в КНР и наши экономические связи с Китаем, все это будет расти и укрепляться. КНР имеет возможность предлагать нам крупнейшие рынки для наших производителей, для нашей продукции. Объем взаимных поставок будет только увеличиваться, и это связано не только с сырьем, но и с продукцией высоких переделов.

- В какие сроки вы планируете построить терминал и ТЛЦ?

- По контейнерному терминалу мы сейчас находимся в процессе оформления дополнительных земельных участков. То есть можно сказать, что старт проекту уже дан. Первую очередь планируем запустить в конце 2027 года. Мы вообще планируем реализовывать эти проекты достаточно быстро, если к этому будут соответствующие предпосылки.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об еще одном подписании на ВЭФ: в чем суть предполагаемого агрокластера в ЕАО?

- Производственно-перерабатывающий кластер агрокооперации РФ-КНР "Нижнеленинское-Тунцзян" - это, на наш взгляд, логичный следующий шаг в развитии НСЗК. У нас создана логистическая инфраструктура в Забайкальске, рассчитанная на перевалку зерна производителей Дальнего Востока и Сибири. Но что мешает нам совместно с партнерами сформировать собственную сырьевую базу? На Дальнем Востоке достаточный объем так называемых "залежных" земель, которые, в соответствии с действующим законодательством, можно и нужно вводить в оборот, чтобы достичь сразу двух поставленных президентом РФ целей: к 2030 году увеличить объем сельскохозяйственного производства на 25% и нарастить объем экспорта продукции АПК в 1,5 раза (по сравнению с 2021 годом - ИФ).

В рамках первого этапа реализации проекта по созданию агрокластера, мы сформируем в ЕАО контролируемый земельный банк порядка 150-200 тыс. га, там же будет производиться сельхозпродукция, вестись ее переработка, хранение и, безусловно, экспорт в Китай. Этот проект мы запланировали с нашими китайскими партнерами. Рассчитываем на их активное участие, а также на взаимодействие с властями Еврейской автономной области, в этом плане у нас хороший контакт с Марией Федоровной Костюк - главой региона. Процесс идет, оцениваю его позитивно. Оператором проекта будет компания, зарегистрированная в ЕАО, "Дальневосточная агропромышленная корпорация". Планируемый общий объем капитальных вложений в проект составит до 10 млрд рублей с созданием до 120 рабочих мест.

- О каких сельхозкультурах идет речь? И какова ваша роль в этом агрокластере?

- Мы не являемся специалистами в области растениеводства, то есть мы сами заниматься выращиванием сельхозкультур не будем. Мы планируем привлекать подрядные компании и партнеров, выступая опять же в роли оператора, покупателя готовой продукции, экспортера. Сегодня велик спрос на различные культуры, номенклатура обширна. Например, если посмотреть на наши действующие контракты, то это такие культуры, как горох, лен, рапс, пшеница, овес, ячмень, соя и так далее. Мы будем поставлять на экспорт эти и другие культуры, а также продукцию высоких переделов. Планируемый объем производства зерна в кластере - около 1,5 млн тонн в год.

- Есть ли уже пул компаний-участников кластера или об этом пока рано говорить?

- Для начала нам нужно определиться с количеством гектаров, отобрать конкретные участки. На данный момент из 60 тыс. га, которые отсмотрели наши агрономы, под требования подошло порядка 12 тыс. га, но это был первичный осмотр. На встрече с главой ЕАО мы договорились, что правительство региона предоставит нам подробную информацию по тем земельным участкам, которые мы предварительно отобрали, чтобы наши специалисты могли поехать, проверить кислотность, оценить необходимость строительства или восстановления мелиорационных систем и так далее. Мы начинаем работать с залежными землями, это всегда сложно и требует больших инвестиций. В том числе поэтому мы рассчитываем на определенные преференции со стороны государства, поскольку беремся за непростую работу. И уже после того, как мы определимся с конкретными участками, проведем детальный анализ состава почвы, что в ней вообще можно вырастить, вот тогда уже мы начнем привлекать партнеров под производство тех или иных культур.

- Вы планируете все экспортировать?

- Нет. Частично мы закроем внутреннее потребление. Безусловно, мы будем стремиться в более высокие переделы в производстве сельхозпродукции. И, конечно, часть урожая будем экспортировать, причем на совместные с нашими китайскими партнерами предприятия для дальнейшей переработки.

Но для того, чтобы все это заработало в условиях сегодняшней экономической ситуации, высокой ключевой ставки, крепкого рубля и так далее, нам важно иметь государственную помощь. Сибирь и Дальний Восток - непростые регионы в плане производства сельхозпродукции. Поэтому мы рассчитываем на подписание межправсоглашения, поручение по подготовке и заключению которого было дано президентом РФ еще в 2023 году. Сейчас оно обсуждается Минэкономразвития РФ с нашей стороны и Государственным комитетом КНР по развитию и реформам с китайской стороны.

В ходе недавнего визита нашего президента в КНР состоялся ряд межведомственных встреч, в повестку которых вопрос подписания межправсоглашения также был включен. А, например, на встрече Минвостокразвития России и Минсельхоза Китайской Народной Республики заместитель министра сельского хозяйства КНР прямо сказал, что программа "Новый сухопутный зерновой коридор Россия - Китай", оператором которой мы являемся, - это "ключевой проект кооперации России и Китая в области инвестиционного сотрудничества и продовольственной безопасности", это я сейчас цитирую. Поэтому со стороны Китая интерес к подписанию межправсоглашения и реализации программы, безусловно, есть. Сейчас этому вопросу придали дополнительный стимул. Надеемся, что наши министерства и ведомства доведут эту работу до конца, и в ближайшее время документ будет подписан. Тогда будут созданы максимально важные и нужные условия для экспортеров и производителей продукции АПК Сибири и Дальнего Востока.

- Еще один проект - терминал в Приморском крае. Есть ли "дорожная карта" по его реализации?

- С Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики мы подписали соглашение о строительстве морского терминала в Приморском крае мощностью порядка 2 млн тонн. Капитальные вложения в проект составят до 8 млрд рублей, при этом будет создано порядка 120 рабочих мест. Он будет закрывать потребности наших потенциальных партнеров не только в Китае, но и в Юго-Восточной Азии. Это и Вьетнам, и Корея, и даже Япония. Сельхозпродукция не находится под какими-либо санкционными ограничениями, люди хотят есть всегда. В этом плане, Россия, обладая огромной территорией и возможностями по производству продукции АПК, выполняет определенную даже мировую миссию.

Мы в самом начале реализации этого проекта, еще даже не определились с местом строительства. КРДВ как раз-таки будет помогать искать участок. Мы рассматриваем, например, реализацию проекта в партнерстве с ЦРПИ (Центром развития портовой инфраструктуры - ИФ), они уже работают в качестве оператора в ряде портов - рыбный порт Владивостока, Суходол... Но там есть проблема - туда не могут заходить суда большого тоннажа. Нам, конечно, было бы интересно построить терминал там, где есть хорошие глубины. Поэтому будем работать с КРДВ в этом направлении.

- Каковы планы по перевалке в целом по группе?

- Здесь мы зависим не только от своих желаний или ожиданий наших партнеров - покупателей, но и от технических возможностей. Вы, думаю, неоднократно слышали о загруженности Восточного полигона. Сейчас мы продолжаем переговоры с "Российскими железными дорогами" (РЖД). Наша системная работа вылилась в то, что РЖД нам согласовали на ближайшие пять лет объем перевозок через "Забайкальский зерновой терминал". Напомню, проектная мощность терминала - 8 млн тонн в год. В силу загруженности железной дороги нам дают меньшие объемы, но все же дают и приоритизируют, это прогресс. В рамках исполнения контрактных обязательств с китайскими партнерами в 2025 сельскохозяйственном году (с 1 июля 2025 года до 30 июня 2026 года - ИФ) и с учетом согласованных объемов с ОАО "РЖД", планируется отгрузка порядка 1,5 млн тонн зерна.

В ближайшие пять лет этот объем экспорта планируется постепенно увеличивать. На 2026 сельскохозяйственный год запланирована отгрузка уже более 2 млн тонн зерна, на 2027 - 2,16 млн тонн, на 2028 - 3 млн тонн, на 2029 - 3,29 млн тонн.

- У вас очень капиталоемкие проекты, планируете ли вы привлекать новых стратегических инвесторов?

- Безусловно, планируем. На ПМЭФ были подписаны соответствующие соглашения с РФПИ в свое время. Как я говорил, с Газпромбанком и другими инвестиционными институтами мы подписали соглашения, их тоже рассматриваем как партнеров и соинвесторов. Есть у нас также и предварительные соглашения с китайскими компаниями и фондами, которые готовы инвестировать свои средства в нашу компанию и наши проекты. Собственно, проект в ЕАО возможен только при условии активного участия китайских партнеров.

К настоящему моменту участники ГК "НСЗК" инвестировали в проекты группы более 20 млрд рублей. Это частные инвестиции наших акционеров, государственные или банковские средства мы не привлекали. Это было бы просто невозможно в силу высокой ключевой ставки. Приход новых инвесторов - это вполне реализуемая стратегия.

- А публичный рынок вы рассматриваете?

- Да, конечно. Более того, акционеры ставят такую задачу перед нашей командой, управляющей группой компаний. Этот вариант мы рассматриваем, но все же чуть позже.

- В горизонте 2030 года?

- Нет, даже раньше. Опять-таки, будем смотреть на ту конъюнктуру, которая будет складываться. И будем надеяться, что она будет положительной. Но о параметрах говорить пока рано.