18 ноября. Interfax-Russia.ru - ЦБ РФ видит первые признаки улучшения ситуации с жалобами клиентов на необоснованную блокировку банковских счетов, заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в ходе конференции "Фокус на клиента".
"Жалобы на мошенничество упали, серьезно упали, надеемся, что это тенденция. Но при этом выросли жалобы на необоснованную блокировку счетов. То есть, борясь с мошенничеством, мы где-то перегнули эту палку, что называется. Клиентам не всегда объясняли, почему заблокировали эти средства", - сказала Набиуллина.
"Мы эту ситуацию с вами разруливали, первые признаки улучшения появились. Надеюсь, что эта проблема будет решена", - добавила она.
"Октябрь стал первым месяцем, когда жалобы на блокировки, необоснованные ограничения переводов и операций снизились по сравнению с сентябрем, хотя перед этим они несколько месяцев непрерывно росли. Будем максимально строго к этому относиться", - сказал руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута журналистам в кулуарах конференции.
"Мы сейчас смотрим в первую очередь за тем, чтобы коммуникация и разрешение этой проблемы улучшалось на уровне банка. Потому что банки - та первая линия, на которой, по сути происходят и ограничения операций, и снятия ограничений. И сейчас мы видим, что улучшение коммуникации, именно коммуникации со стороны банка, приводит к снижению жалоб", - отметил он.
Банки, согласно закону, могут блокировать карты клиентов или возможности перевода средств для борьбы с мошенничеством (N161-ФЗ), в том числе с дропами (помогают обналичивать или переводить украденные мошенниками средства). Заблокировать счет могут также при подозрении на отмывание доходов и финансирование терроризма (N115-ФЗ).
Поводом для блокировки может стать наличие реквизитов в базе данных ЦБ о случаях и попытках переводов без согласия клиентов. Реквизиты попадают в эту базу, если на них жаловались пострадавшие от мошенничества или если от МВД регулятору переданы данные о людях, на которых подали заявление в полицию или если по их делу ведётся следствие.
Иногда в базу ЦБ и под блокировку попадают добросовестные клиенты в результате продажи криптовалюты, за которую мошенники расплатились украденными средствами. Набиуллина в ходе "Финополиса" сообщала, что для ЦБ важна эффективная работы механизмов, которые бы реабилитировали добросовестных клиентов.
Регулятор в августе выпустил информационное письмо, согласно которому банки должны предоставлять своим клиентам полную информацию о том, на основании какого именно федерального закона (например, по N161-ФЗ или N115-ФЗ) клиенту приостановили операции по счетам и картам или ограничили доступ к дистанционному банковскому обслуживанию (например, мобильному приложению). Также необходимо сообщать, в соответствии с какой нормой закона было принято решение и что нужно делать для восстановления обслуживания.
Гороскоп на 2026 год. Прогноз, что ждет каждый знак зодиака?
2026 – год Красной Огненной Лошади: символ, характеристика, кого ждет удача
Суд частично обратил в доход государства имущество экс-замглавы Минобороны РФ Иванова на сумму более 1,2 млрд руб
Минцифры РФ постепенно отключает подтверждение по смс для входа на портал Госуслуг