Россия / Главные события 17 апреля 2025 г. 18:16

Минпромторг РФ планирует изменения в Комплексную программу развития авиаотрасли до конца 2025г

17 апреля. Interfax-Russia.ru - Комплексную программу развития авиаотрасли до 2030 года (КПГА), которая отражает планы производственной деятельности российских авиакомпаний, а также выпуска авиатехники отечественного производства, планируется изменить до конца текущего года, сообщила директор департамента авиапромышленности Минпромторга РФ Анна Панина.

Минпромторг РФ планирует изменения в Комплексную программу развития авиаотрасли до конца 2025г . Фото. © РИА Новости. Алексей Майшев
© РИА Новости. Алексей Майшев

"Комплексную программу, которая позволит, в том числе нашей кооперации (с Минтрансом - ИФ), внятно оценивать, где им нужно, может быть, опережающе "заложиться", мы на самом деле сейчас планируем поменять до конца года. Чтобы действительно это стал ключевой, основополагающий для нас документ, по которому частная кооперация, которой достаточно тяжело помогать на уровне государства, могла планировать свои расходы. Плюс мы должны на основании этого документа пересмотреть подходы к поддержке и транспортных, и промышленных предприятий", - сказала Панина в ходе "круглого стола" в Совете Федерации о мерах обеспечения транспортной независимости РФ за счет расширения производства авиатехники.

"Эта работа ведется, но мы не хотим вхолостую проводить бесконечные корректировки, потому что законодательно нужно менять очень много: под КПГА мы обязаны поменять и госпрограмму, и синхронизировать бюджетные процессы - то есть очень много вытекающих последствий", - добавила она.

КПГА была принята в 2022 году и дважды претерпевала изменения. В действующей публичной редакции она предполагает выпуск до 2030 года 994 гражданских самолетов, в том числе 592 бортов производства ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (142 SJ-100, 270 МС-21, 51 Ил-114-300, 115 Ту-214, 14 Ил-96-300). При этом, как сообщал глава "Ростеха" (контролирует ОАК) Сергей Чемезов, в этом году программа вновь может быть скорректирована "в соответствии с планами и возможностями авиакомпаний". Как минимум предприятия ОАК должны выпустить к 2030 году 200 самолетов, говорил он журналистам.

ЗАЩИТА РЫНКА

Согласно указу президента Владимира Путина, к 2030 году авиационная подвижность населения РФ должна вырасти не менее чем на 50% относительно показателя 2023 года, напомнили участники "круглого стола". Как минимум половина парка авиакомпаний при этом должна быть сформирована из самолетов отечественного производства.

В случае снятия ограничений на поставки западной авиатехники в РФ уже после выхода в серийное производство российской Минпромторг будет защищать локальный рынок, отметила Панина. Она напомнила о действующем постановлении правительства №1000, которое обязывает подконтрольные государству компании закупать отечественную технику в приоритетном порядке (при отсутствии аналогов российского производства разрешается закупать иностранную продукцию с согласия правкомиссии по импортозамещению).

"Сейчас нам просто нет необходимости внесения изменений в этот акт, но в случае если действительно иностранная техника захочет вернуться на наш рынок, то мы будем пересматривать требования этого акта. Просто ввиду того, что те единовременные инвестиции со стороны государства и в промышленный сектор, и в транспортный, они должны каким-то образом возвращаться. А возвращаться они могут только через обеспечение серийного производства, через налоги и прочие инструменты", - сказала Панина.

Но пока нет "такого бешеного потока иностранцев, которые хотят продать нам свои самолеты", подчеркнула она.

РФ следует пересмотреть налоговую и таможенно-тарифную политику в отношении ввоза иностранных самолетов для защиты отечественного авиапрома, заявлял ранее замглавы Минпромторга Геннадий Абраменков. "Если мы планируем дальше так же открывать рынок, как он был до этого открыт (...), если мы не изменим эти положения, конечно, у нас не будет авиационной промышленности, или она будет в том состоянии, в котором она пребывала последние 30 лет. Здесь действительно надо пересматривать и налоговую политику, и таможенно-ввозную, по пошлинам, политику, и в том числе требования к авиакомпаниям", - говорил он.