Москва / Новости 30 октября 2025 г. 15:08

Самозанятых таксистов предложили до 2033г освободить от локализации автомобилей

Москва. 30 октября. ИНТЕРФАКС - В Госдуму внесен проект закона о расширении возможностей использования самозанятыми находящихся в собственности автомобилей в качестве легковых такси.

Соответствующая инициатива (1056570-8) размещена в четверг в базе законодательной деятельности палаты парламента РФ.

В соответствии с действующим законом о локализации автомобилей в такси с 1 марта 2026 г. к использованию в качестве легкового такси будут допускаться три категории транспортных средств: 1) набравшие достаточное количество баллов локализации; 2) произведенные по специальным инвестиционным контрактам (СПИК), заключенным или в которые внесены изменения в 2022-2025 гг.; 3) произведенные по СПИК, заключенным или измененным после 2025 г. и в отношении которых правительством РФ принято согласие о допуске к использованию в качестве легкового такси.

Однако, "при текущих условиях и ограниченном ассортименте новых автомобилей, полностью отвечающих установленным критериям локализации, приобретение и обновление автомобилей окажется финансово невыполнимым для основной массы самозанятых", говорится в пояснительной записке.

Это, в свою очередь, фактически исключит их из легального сегмента рынка, поскольку внесение сведений о транспортных средствах, не соответствующих требованиям закона о локализации автомобилей в такси, в федеральную государственную информационную систему "Такси" будет невозможно, а значит - недоступно и получение заказов через службы заказа легкового такси, также отмечается в пояснительной записке.

Там же приводятся данные Аналитического центра при правительстве РФ, согласно которым "высокие затраты, связанные с необходимостью замены транспортного средства, а также длительный срок окупаемости таких вложений могут привести к уходу из отрасли до 51% водителей (около 507 тысяч человек)". "Данная ситуация способна спровоцировать не только сокращение количества транспортных средств, доступных для оказания услуг по перевозке пассажиров, но и оказать негативное влияние на смежные отрасли", считают разработчики проекта закона.

В частности, массовый уход водителей из сферы пассажирских перевозок может привести к увеличению нагрузки на рынок труда, поскольку значительная часть граждан может столкнуться с трудностями при поиске альтернативных источников дохода, указывается в документе.

В целях обеспечения поэтапного и сбалансированного перехода к требованиям локализации законопроектом предлагается предусмотреть до 1 января 2033 г. ежегодную квоту в размере 25% от общего количества записей в региональном реестре легковых такси, для физических лиц, которые не соответствуют требованиям закона о локализации автомобилей в такси, если транспортное средство принадлежит им на праве собственности в течение как минимум шести месяцев.

Такой механизм позволит адаптировать требования закона о локализации автомобилей в такси к текущим реалиям, обеспечивая постепенность обновления парка отечественных автомобилей и снижая риски ухода водителей в тень и, как следствие, сохранение налоговых поступлений совокупно около 76,2 млрд. рублей за три прогнозных года (по данным ВШЭ), говорится в пояснительной записке.

Отмечается, что по состоянию на июль 2025 г. в реестре ФГИС "Такси" содержатся информация о 162,5 тыс. записях перевозчиков в статусе самозанятого, многие из которых уже используют в том числе российские автомобили в качестве такси. Таким образом, законопроект не нарушает логику локализации, а наоборот - стимулирует постепенный переход на использование автомобилей, произведенных в России.

Авторами законопроекта стала группа депутатов Госдумы, в частности, Анатолий Выборный, а также сенатор Константин Басюк.