Рыбаки Северного бассейна за исключение промысловых судов из-под ограничений по использованию ветхого флота

26 декабря. Interfax-Russia.ru - Рыбопромысловый флот вместе с научным, спасательным и учебным флотами необходимо исключить из проекта поэтапного запрета допуска в морские порты РФ российских и иностранных судов возрастом более 40 лет, сообщил "Интерфаксу" генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Константин Древетняк.

Рыбаки Северного бассейна за исключение промысловых судов из-под ограничений по использованию ветхого флота. Фото. © РИА Новости. Сергей Ещенко
© РИА Новости. Сергей Ещенко

В настоящее время Минтранс России выступает за введение поэтапного запрета допуска "ветхого" флота в отечественные морские порты. Запрет может начать действовать с 1 января 2030 года.

"Для Северного рыбохозяйственного бассейна это означает, что с 2030 года под запрет подпадут 185 промысловых судов, с 2035 года - уже 250 судов", - сказал Древетняк, отметив, что всего в бассейне ведут промысел более 300 судов.

В частности, под запрет могут попасть северные супертраулеры - суда длиной более 100 метров, способные вести промысел в отдаленных районах.

"К 2030 году половина супертраулеров, а это 18 судов, перешагнет 40-летний рубеж. Проблема в том, что сейчас супертраулеры построить негде, а если есть способные на это верфи, то это единичный случай", - подчеркнул Древетняк.

По его словам, строительство промыслового флота на условиях инвестквот идет медленно и поэтому не способно решить проблему.

"Кроме того, есть научные суда, которые однозначно старше 40 лет, спасательные суда, буксиры, которые тоже могут подпасть под запрет", - сказал глава Союза рыбопромышленников Севера.

Он напомнил про возраст учебных барков, на которых курсанты профильных вузов России проходят необходимую морскую практику. Так, барк "Седов" был построен в 1921 году, а "Крузенштерн" - в 1926 году.

"Вероятно, для них будет сделано исключение. Но промысловый, научный и спасательный флот тоже нужно выводить из-под ограничений", - подчеркнул Древетняк.

"Возраст судна - не показатель его технического состояния. Профессионалы это понимают. Существует переделка, глубокая модернизация, когда от судна остается, грубо говоря, фрагмент металла, а все остальное перестроено", - отметил он.

Союз рыбопромышленников Севера направил соответствующие обращения к главам регионов, экономика которых связана с рыбопромышленностью.

"Мы обратились к губернаторам Мурманской, Архангельской, Калининградской областей, Ненецкого автономного округа, Республики Карелия. Отклики из нескольких аппаратов губернаторов уже пришли: в регионах тоже понимают проблему и поддерживают нас в этом вопросе", - сказал он.

В Союзе рыбопромышленников Севера подчеркивают, что в отрасли работает большое количество местных жителей - как на промысле, так и на береговых фабриках, а налоговые отчисления предприятий поступают в местные бюджеты. Таким образом, угроза прекращения деятельности возрастного промыслового флота переходит в социальную плоскость, отметил Древетняк.

Ранее в Росрыболовстве "Интерфаксу" сообщали, что считают нецелесообразным ограничение эксплуатации по критерию возраста рыбопромысловых судов, научно-исследовательского, учебного и аварийно-спасательного флота, который находится в технически пригодном состоянии и соответствует правилам Российского морского регистра судоходства.

"Прекращение эксплуатации рыбопромыслового флота по критериям возраста судов может привести к резкому сокращению объемов вылова водных биоресурсов, прежде всего, в Азово-Черноморском и Волжско-Каспийском рыбохозяйственных бассейнах", - сообщали в Росрыболовстве.

В ведомстве полагают, что альтернативой ограничительным мерам является стимулирование развития отечественного судостроения, государственная поддержка обновления рыбопромыслового флота и привлечение инвестиций в отрасль.

В августе ОСК представила предложения о поэтапном, с конечным сроком 1 января 2030 года, введении такого запрета. Минпромторгу поручено разработать соответствующую программу.

В конце лета по итогам совещания у первого вице-премьера РФ Дениса Мантурова и вице-премьера РФ Виталия Савельева Минтрансу, Минпромторгу, Минэнерго и Минэкономразвития России было поручено сформировать и выверить совместно с грузоотправителями реестр судов, попадающих "под списание" и требующих замену в последующие годы, и исходя из его объема сформировать предложения по продлению и расширению программы льготного лизинга гражданских судов.

Минтранс позднее сообщал, что, по его оценкам, до 2030 года потребуется замена 1 тыс. 714 судов.

Самое важное и интересное"Интерфакс-Россия" в МАХ